МААМ-картинки

Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни

Ксения Ревякина
Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Особенно эффективно развитие творческих способностей происходит в дошкольном возрасте.

Публикация «Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни» размещена в разделах

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Пантелеев Г. Н., Лыкова И. А. определяют «детский дизайн» как общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Детский дизайн направлен на развитие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов [2].

Основной идеей детского дизайна, как педагогического явления, является обеспечение вхождения каждого ребенка в общечеловеческую культуру, социум.

Использование детского дизайна в учебно-воспитательном процессе, позволяет обеспечивать овладение детьми универсальными способами вхождения в культуру социума не только потребителем, но и творцом, созидателем.

Детский дизайн может быть выражен в различных видах. Достаточно широко в практике используется предметно-декоративный и пространственно-декоративный (или архитектурно-художественный) дизайн. Первый предлагает создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). Второй основан на деятельности в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и т. д.) [3].

Архитектурно-художественный дизайн дает возможность не только познакомить с доступными для восприятия образцами отечественного и мирового зодчества, относящихся как к современности, так и к эпохам прошлого, но и сформировать эстетическое отношение к собственному быту, развивать соответствующие творческие умения, доступные детям.

Овладение архитектурно-художественным дизайном происходит в трех измерениях: кукольная, детская и взрослая среда. Первоначально дети осваивают навыки по благоустройству кукольно-игрового пространства, а затем переходят в соразмерный с ним «детский интерьер».

Во время сюжетно-ролевых игр дети стремятся к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Они постепенно приобретают умения подбирать, изготавливать доступными способами (рисование, вырезание и пр.) несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно-игровых пространств, а также декорации к спектаклям, развлечениям и праздникам.

Педагог постепенно начинает направлять усилия детей на доработку «белых пятен убранства», предполагает тесное сотворчество с художником: дошкольники заканчивают, завершают работу, создавая различного рода миниатюры по типу «Докрась», «Дорисуй», «Дострой» и пр.

Следует заметить, что достаточно эффективной является дизайн-деятельность дошкольников, осуществляемая в художественно-игровых ситуациях, например, «Ярмарка», «Аукцион», «Город мастеров» и др., при организации ширм-комнат, при совместной подготовке с педагогом декоративного убранства развлечений («Умелые руки», «Хозяюшка» и др.).

Еще одним видом детского дизайна является создание аранжировок из природных и искусственных материалов, в рамках которой дошкольники приобщаются к природе, к эстетическим принципам организации среды.

Приобщение к различным видам дизайна в дошкольном возрасте предполагает создание педагогическим коллективом дошкольной организации специальных условий [2; 3] :

• эстетически грамотной среды;

• художественно-декоративной деятельности ребенка;

• наблюдений за окружающим миром.

Особую значимость в организации детского дизайна имеет профессионализм педагога, основанный на любви к детям, знании их особенностей, а также искусства и культуры. Для формирования и развития навыков дизайн-деятельности необходимо и создание специального места в групповых помещениях, например, изостудии или определенного места, уголка для занятий. Причем, как указывает Т. А. Котлякова, в изостудии необходимо создавать условия для реализации дошкольниками возможности попробовать себя в разных видах художественной деятельности [1].

Таким образом, анализ научной и методической литературы позволяет заключить, что детский дизайн является одной из составляющих процесса творческого развития дошкольников. Активное привлечение дошкольников к преобразованию и преображению окружающей среды в детском саду и дома на основе полученных знаний, сформированных умений и эмоциональных установок, позволяет ввести детей в условия современной социокультурной действительности, при одновременном развитии их творческих начал.

Список литературы:

1. Котлякова Т. А., Полякова О. Ю., Бакирова Д. М. Развитие творческой активности дошкольников в дизайнерской деятельности по моделированию игрового пространства: учебно-методическое пособие / Т. А. Котлякова, О. Ю. Полякова, Д. М. Бакирова. Под ред. Т. А. Котляковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2020.- 230 с.

2. Пантелеев Г. О. Детский дизайн / Г. О. Пантелеев. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с.

3. Федотова, С. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна [Электронный ресурс] / С. А. Федотова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №6. – С. 34-36.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Фотоотчет о художественной деятельности детей 5-го года жизни по созданию подарков мамам и бабушкам к празднику 8 МартаФотоотчет о художественной деятельности детей 5-го года жизни по созданию подарков мамам и бабушкам к празднику 8 Марта В течение нескольких предпраздничных дней дети изготавливали поздравительные открытки мамам и бабушкам, готовясь порадовать их в Международный.

Фотоотчет о художественной деятельности детей 5 года жизни по теме «Насекомые»Фотоотчет о художественной деятельности детей 5 года жизни по теме «Насекомые» «Божьи коровки» - конструирование способом оригами из бумаги квадратной формы Божьи коровки – небольшие жуки с 2 парами крыльев, как и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Конспект занятия по лепке «Коллективная работа «Гусеница» с детьми пятого года жизниКонспект занятия по лепке «Коллективная работа «Гусеница» с детьми пятого года жизни Цель: Продолжать учить детей раскатывать кусок пластилина в тонкий жгут. Образовательные задачи: • Совершенствовать навыки скатывания.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни
Опубликовано: 4 октября 2022 в 12:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Состояние проблемы организации деятельности дизайна у детей пятого года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Ревякина (УИ 1748523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД