Папки-передвижки

Совершенствование методической работы учителя начальных классов с помощью информационно-коммуникационных технологий

ирина пономаренко
Совершенствование методической работы учителя начальных классов с помощью информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация.

В данной статье ставится задача изучить возможности использования информационных и коммуникационных технологий в методической работе учителя начальных классов.

На основе изучения установлено,что учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.

Введение.

Публикация «Совершенствование методической работы учителя начальных классов с помощью информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах

Информационная технология в образовании – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

Методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин.

Предметом методической деятельности являются разнообразные методы и способы реализации и рефлексии процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретной учебной дисциплины. Эта деятельность проявляется опосредованно через педагогические продукты, созданные в ходе проектирования и конструирования.

К функциям методической деятельности педагога можно отнести следующие: аналитическая; проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образования, управление обучающей деятельностью; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбор, конструирование СУИ и выбор форм ее представления, ведущих к целенаправленному интеллектуально-эмоциональному взаимодействию педагога и обучающихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков); нормативная, связанная с определением и разработкой дидактического обеспечения, способствующего выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления целостного педагогического процесса в данном учебном заведении; исследовательская.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

2. Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д., связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Роль ИКТ в начальном образовании многообразна и включает как технологии для эффективного обучения с инструментами для творческого самовыражения, интеллектуального развития детей средствами робототехники и программирования, так и поддержку индивидуального обучения и специальных образовательных потребностей.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся начальных классов.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, повысить эффективность преподавания. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет :

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (диске, флэшке, можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков» (1 класс, 2 класс и т. д., «Таблицы и схемы», «Наше творчество» и пр.

- Для улучшения качества образования и результативности обучения используются электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе.

Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета.

Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.

Четвертое направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. В своей практике преподаватель использует созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

Можно выделить следующие особенности данной технологии :

Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;

Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности урока.

Установление межпредметных связей с другими предметами.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Выводы:

Новые информационные технологии обучения окажутся бесполезными в начальной школе, если учитель не будет обладать достаточным уровнем специальной информационной компетентности, т. е. компетентности в сфере использования компьютерных технологий в образовательном процессе, если окажется неспособным осуществлять поиск и отбор качественных программных продуктов и грамотно применять их для решения конкретных дидактических задач.

Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

- экономит время при проведении урока;

- даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;

- повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам;

- работая на компьютере, каждый учитель выбирает свой темп работы.

Реализация возможностей использования новых информационных технологий создаёт предпосылки формирования информационной культуры учебной деятельности, повышает мотивацию обучения за счёт возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, способствует всестороннему развитию личности ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абалуев, Н. Е. Интернет-технологии в образовании [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Е. Абалуев. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. - 136 с.

Виноградова, Н. Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2010. - №5. – С. 30-36.

Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 34-37.

Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении [Текст]. – СПб, РЦОКОиИТ, 2012. – 180с.

«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Москва. 2013.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учитель,методическая работа.

Публикации по теме:

Использование мультимедийных технологий при обучении грамоте дошкольников Прохорская Г. В., воспитатель МАДОУ детский (Слайд 1). Компьютеры окружают маленьких детей с рождения.. 5-6 летний малыш уже свободно.

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование методической работы учителя начальных классов с помощью информационно-коммуникационных технологий
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 09:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование методической работы учителя начальных классов с помощью информационно-коммуникационных технологий» (включая файлы) размещена пользователем ирина пономаренко (УИ 168598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД