Получи документы

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте

Екатерина Старова
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день проблема развития младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека - Сеченов М. И. ,Шифрин Р. ,Карнеги Д. ,Смирнов А. А., и многие другие.

В работе с детьми "группы риска" большое место отводится развитию высших психических функций. В урок необходимо включать упражнения на тренинг зрительной,слуховой,моторной памяти. Перед демонстрацией образа (зрительного,слухового,моторного) необходимо дать установку на запоминание. Постепенно количество образов увеличивается. Это могут быть наборы слов,числовые последовательности,наборы условных географических знаков,рисунки животных одного вида и т. п.

Публикация «Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте» размещена в разделах

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе,особенно в возрасте 7 - 10 лет, т. к. этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания,связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы,направленной на формирование таких способов,они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Так,для детей 7-8 лет "характерны ситуации,когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще,чем запомнить,осмысливая и организуя материал. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специально обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству повторению. Но,даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания,дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. Исследование проходило на базе Володарской средней школы №1 Астраханской области. Исследуемые: ученики 4 "Б" класса в количестве 17 человек. На конструирующем этапе эксперимента проведена диагностика развития памяти по методике А. Р. Лурия "Долговременная память". Формирующий этап эксперимента включал разнообразные приемы,способствующие развитию памяти : "Найди меня","Подарки","Двойная стимуляция памяти","Кукловод","Опиши соседа" и др.

разработаны рекомендации учителю начальных классов,в которых отмечено,что для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения на запоминание,а пробуждение интереса к знаниям,к отдельным учебным предметам. Каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно,необходимо с ним активно проработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них,которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. Учителю класса КРО обратить внимание на то,что занятия,специально направленные на развитие базовых психических функций детей,приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы :не следует ставить учащихся в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него,нужно дать ему достаточно времени на подготовку;нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,разнообразный,сложный материал. Нужно разбить его на отдельные информационные "куски" и давать постепенно,по мере усвоения; помнить, что успеха можно достичь только при длительной кропотливой и правильно организованной работе,при этом раздражение,гнев, неуверенность в себе недопустимы.

По проблеме развития памяти младших школьников автором были решены поставленные задачи и достигнута цель исследования. Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение на теоретическом и практическом уровне. В силу этого,обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работой по развитию памяти младших школьников. Вопросы,рассматриваемые в данном исследовании,интересны для любого человека и необходимы для родителей,специалистов системы образования.

Ориентир на развитие личности ученика не только вызывает,усиливает интерес к его изучению,но делает это необходимым в работе учителя,особенно в классах КРО. В центре - ребенок,уровень и особенности его развития,зная которые,мы можем прогнозировать,выстраивать индивидуальное обучение,создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 20 января 2014 в 22:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Старова (УИ 114045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД