Зарема Ибрагимова
Советы для педагогов «Профилактика стресса»
▼ Скачать + Заказать документы
в педагогической деятельности
Уважаемые коллеги. В связи с сложившейся ситуацией - самоизоляции, много свободного времени. Чтобы провести его с пользой, решила вспомнить некоторые моменты, связанные с нашей педагогической деятельностью, а именно стрессовые ситуации. И предложить вашему вниманию несколько упражнений профилактики и преодоления стрессовых ситуаций.
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, обновить знания о приемах саморегуляции.
Задачи:
- дать понятие стресса и влияния его на организм человека;
Публикация «Советы для педагогов „Профилактика стресса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
- обучение способам управления своим эмоциональным состоянием;
- обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса;
- обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.
Стресс - общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Основные признаки стресса:
- физические: бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружения, хроническая усталость, частые простуды и т. д.
- эмоциональные: излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания и т. д.
- поведенческие: постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему виду и т. д.
Причины возникновения стресса
Стрессовые ситуации:
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликты с коллегами;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость;
- слишком высокая ответственность;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и детей.
Упражнение "Нейтрализация"
Для этого следует обрести нейтральное состояние. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо "продержаться" примерно 10 - 15 минут, в течении которых родитель будет вам в форме монолога либо высказывать свои претензии к учреждению и лично к вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет "остывать", его эмоции станут иссякать и гаснуть. Он успокоиться и будет готов к конструктивному разговору с вами.
Упражнение "Настроение"
Нужно взять цветные карандаши (мелки) и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести" свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5-7 слов, отражающих настроение. После этого следует посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить.
Упражнения на снятие психомышечного напряжения
Упражнение "Гора с плеч"
Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Упражнение "Замок"
Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох - поднять руки в "замке" над головой, ладонями вперед. Задержать на 2-3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Притча
Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает:"Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках"
Все в наших руках! Удачи вам по жизни! Надеюсь мои советы вам помогут.