Приложение МААМ

Советы учителя-логопеда

Ирина Синкевич
Советы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, все те, кто заботится о будущем детей. Эти советы для вас. В вашей семье растет «особый» ребенок. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется быстрее с ним общаться, так как вы привыкли, - с помощью речевых средств. Прекрасно, когда это происходит и ребенок приобретает коммуникативные навыки, которые позволяют осознаннее воспринимать окружающий мир. Но что же делать, если ваш любимый ребенок до сих пор не говорит, а только жестами показывает, что ему нужно? Если словарь ребенка составляет всего несколько слов? Как помочь ребенку?

Публикация «Советы учителя-логопеда» размещена в разделах

Важно помнить, что любые нарушения речи в той или иной степени отразятся на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – пустить все на самотек и ждать, когда малыш вырастет и заговорит сам. Не тратьте драгоценное время, начинайте заниматься как можно раньше!

Вашему ребенку нужна деятельная помощь, активная созидательная среда, направленная на реализацию его возможностей и потребностей. Научитесь ориентироваться в проблемах ребенка, ищите оптимальные пути решения этих проблем, создавайте для этого условия, выбирайте для своего ребенка результативные средства и способы. В этом Вам должны помочь наши советы и рекомендации. Когда Вы начнете заниматься с ребенком и лучше

поймете цель, к которой стремитесь, то сможете варьировать свои занятия. Не надо выделять для занятий особое время, они должны быть частью повседневной жизни, когда занятия вплетаются в обычный распорядок дня.

Наберитесь терпения, но будьте готовы радоваться тому, как Ваш ребенок осваивает основы речи.

навыки, на которых базируется речь, и те, что им предшествуют, называются доречевыми. Ниже представлены упражнения и игры, помогающие формированию этих навыков.

Зрительный контакт иногда называют взглядом общения. Уделять внимание этому очень важно.

Как заниматься дома:

• Разговаривайте с ребенком так, чтобы вы могли смотреть друг другу в глаза. Это можно делать, сидя у его кроватки или держа его на коленях.

• Когда вы смотрите ребенку в глаза, произносите какие-нибудь звуки, улыбайтесь или стройте выразительные гримасы. Пойте песенку, зовите ребенка по имени - в общем, делайте все, что угодно, чтобы привлечь его внимание.

• Кода ваш ребенок смотрит на вас, расцените это как приглашение к зрительному контакту, улыбнитесь ему, или скажите: «Я тебя вижу».

Когда ребенок научится пользоваться зрительным контактом, помогите ему развить это умение в игре с использованием потешек, игр «Ладушки», «По кочкам, по кочкам», «Сорока- ворона» и другие.

Воспользуйтесь яркой любимой игрушкой ребенка, например клоуном. Вы можете также использовать и звучащие игрушки или сопровождать движение игрушки голосом. Держите возле своего лица игрушку. Когда ребенок посмотрит на вас, пискните игрушкой. Переместите ее на некоторое расстояние и продолжайте смотреть на нее. Особым театральным голосом скажите: «Мяч, посмотри на мяч».

Когда приходит папа, бабушка поверните ребенка к любимому человеку, чтобы он посмотрел на него и скажите: «Смотри, папа (бабушка)». Когда вы видите, что ваш ребенок смотрит на какой-то предмет, сразу называйте его. Пусть это войдет у вас в привычку. Привлекайте внимание ребенка к объектам живым, необычным голосом или разыскивайте что-нибудь вместе с ним.

Возможность слушать собеседника или нескольких участников разговора зависит от способности определять положение источника звука и слушать этот звук, от слухового внимания.

Обеспечьте ребенку возможность слушать самые разные звуки: свистки, колокольчики, хрустящий в ваших руках целлофан, хлопки в ладоши. Поначалу, старайтесь производить звуки прямо перед ребенком, чтобы он мог видеть какой предмет издает звук. Затем расположите источник звука явно сбоку. Если ребенок не поворачивается на звук, скажите, ему: «Слушай». Если ребенок не поворачивается на звук, произведите его снова, поместив источник звука в поле зрения ребенка. Спросите снова: «Что это?», вы можете сказать: «Посмотри на это».

• Если вы видите, что ребенку трудно повернуться на звук, поместите его к себе на колени лицом к источнику звука. Когда звук замолкнет, скажите: «Ты слышал это?» Сами поверните ребенка к источнику звука.

• Играйте с такими знакомыми звуками, как звонок в дверь, лай собаки, любимая песенка, Наблюдения за ребенком покажут, как он ведет себя, когда что-то слушает. Комментируйте звуки такими словами: «Ты слышал музыку. Какая приятная музыка».

• Позвоните по телефону бабушке или знакомым и дайте ребенку послушать ее голос. Когда ребенок слушает, говорите: «Это бабушка говорит по телефону. Хорошо слушать бабушку».

• Сделайте источником звука свой голос. Зовите ребенка по имени, издавайте разные звуки, способные привлечь его внимание. При этом можно двигаться по комнате. В такой ситуации ребенок сможет упражняться в умениях локализовать звуки и слушать их.

• Стремитесь к тому, чтобы ваш малыш все дольше и дольше внимал звукам. Пойте более длинные песенки, увеличивайте время бесед с ним.

Дети учатся, главным образом, подражая тем, кто их, окружает. Обычно, прежде чем научиться имитировать звуки речи, дети пытаются имитировать движения. И хотя непосредственно это не связано с развитием речи, работать над имитацией движений полезно, так как при этом ребенок овладевает ценными навыками подражания. Как только он научится свободно и независимо от других частей тела двигать руками, вероятнее всего он будет готов отрабатывать умение имитировать движение.

• Машите рукой на прощание, хлопайте в ладоши.

• Дотрагивайтесь до носа, до пальцев ног.

• Кладите руки на голову, поднимайте и опускайте голову, качайте головой в разные стороны, облизывайте губы, надувайте щеки.

• Открывайте рот, плотно сжимайте губы, поджимайте губы, чмокайте губы.

Надуйте щеки и издайте звук лопающегося пузыря: «Поп»

• Погладьте кругообразными движениями свой живот, потрите его и скажите: «Мм - мм».

Поднимите руки вверх и скажите: «Вот такой большой».

Помашите рукой и скажите: «Пока».

• Повозите машинку со звуком - р-р-р-р.

Подвигайте по столу игрушечную собачку и скажите: «Гав - гав».

Для детей есть много песенок, где используются движения рук. Можете обратиться к специалистам и они подберут вам материал для занятий с вашим ребенком.

• Чмокайте губами и демонстрируйте звуки поцелуев, пошлите воздушный поцелуй.

• Демонстрируйте звуки чихания, кашля. Демонстрируйте звуки пылесоса, мотора, клаксона, зевания, плача.

• Если вашему ребенку трудно имитировать или инициировать игру со звуками, попробуйте играть со световой игрушкой - устройство, которое реагирует на звук. Свет у такой игрушки зажигается в тот момент, когда ребенок начинает издавать звук, и горит столько, сколько продолжается вокализация.

Когда ребенок начнет делать первые попытки имитировать слова, вы можете переходить к имитации звуков речи.

Как заниматься дома:

• Произносите по отдельности любые звуки речи и повторяйте их. Например, «бабаба», «папапа», «татата», «лалала». Старайтесь варьировать звуки, которыми вы пользуетесь, но если какой- то звук, скажем «в» или «п», особенно занимает вашего ребенка, то задержитесь на нем. Легче всего начать со звуков «п», «б», «м», ребенок легко увидит, какие движения губами вы делаете при их произнесении.

• Выберите один гласный звук и работайте над ним, меняя интонацию. Например, произнесите: «Ааааа», меняя мелодию. Делайте это по очереди, следя за тем, чтобы и ребенок инициировал этот «диалог».

Произносите знакомые слова: «мама», «папа», имя брата или сестры и другие. Если ребенок сам начинает произносить слово, радостно отреагируйте на это. Не забывайте, что имитация может быть приблизительной, так слово «бабушка» превратится в слово «баба». После того, сымитирует произнесенное вами слово, непременно дайте ему правильный вариант произношения, однако, корректировать произношение ребенка в этот период не надо. Скажите: «Бабушка, ты сказал бабушка»

• Когда ваш ребенок научится имитировать звуки речи, подождите, пока он «произнесет» свою речь, затем скажите: «А сейчас я», или «А сейчас мама»

Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой - «здравствуйте», прощальный жест - «пока», пожатие руки, кивок- головой - «да», покачивание головой из стороны в сторону - «нет», воздушный поцелуй.

Как заниматься дома:

• Отрабатывайте приветственный жест рукой. Используйте приветственный жест каждый раз, когда видите незнакомого человека, или новый предмет. Просите ребенка: «Скажи бабушке привет» и т. д.

• Подобным же образом практикуйтесь в отработке жеста «пока». Побуждайте ребенка махать рукой, говоря: «Скажи пока папе, тете.

• Возьмите одевающуюся на руку куклу и, когда она появится, просите ребенка, поздороваться с ней.

В период развития речи, предшествующий произнесению первых слов, дома нужно организовать множество стимулирующих занятий, исследовать мир вокруг ребенка вместе с ним и радоваться вместе со своим ребенком многочисленным возможностями для общения с ним.

Дети пытаются выразить желания, жестикулируя, указывая, рисуя предмет и так далее, то есть любым способом, во что бы то ни стало, стараются общаться. Ребенок растет, и этих способов уже не хватает для общения. Нам нужно дать такие средства общения, которые не станут препятствием для развития способности говорить. Учитывая ограниченные возможности формирования речи у детей с отклонениями в развитии, особое внимание следует обратить на традиционные (жесты, мимика, интонации) и нетрадиционные (пиктограммы) средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации позволяют не только усилить и уточнить эффект произносимой речи, но рассматриваются специалистами как частично заменяющие речь и стимулирующие ее развитие.

Сочетая невербальные средства коммуникации и звуки речи, ребенок продвинется в освоении языка, даже если он к этому времени еще не готов заговорить, и тем самым преодолеет отчаяние от невозможности быть не понятым. Комбинированное использование средств невербальной коммуникации и речи облегчает развитие навыков общения. Научные

исследования и опыт работы доказали, что этот способ общения помогает детям научиться говорить. Метод невербальной коммуникации направлен на использование сильных сторон ребенка с отклонениями в развитии, поэтому их следует обучать комбинированному использованию неверебальных средств и речи как языковой системы, облегчающей переход к устной речи.

Публикации по теме:

Анкета для родителей младшей группы в конце года Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, нам важно знать ваше мнение. 1. С каким настроением ваш ребенок пошел первый раз в детский.

Веселые конкурсы из досугов «Бабушки и внуки», «Бабушка и я — добрые друзья» "Узнай себя".На стене развешены портреты,нарисованные детьми;бабушки и дедушки узнают себя. "Узнай внука".Бабушкам завязывают глаза,и они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы учителя-логопеда
Опубликовано: 18 октября 2014 в 12:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Синкевич (УИ 255103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД