Юлия Калинина
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы Емеле помогали, и горох мы с ним сажали»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Закрепить знания детей о русской избе, о быте русских людей в старину.
• Знакомить с народными традициями.
• Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян.
• Научить детей узнавать семена гороха, отличать их от других семян.
• Учить сажать горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землей, полить водой из лейки.
• Развивать речь детей, учить согласовывать прилагательные с существительными; обогащать словарный запас детей новыми словами (почва, пророщенные, влага, огородники и т. д.)
Публикация «Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Мы Емеле помогали, и горох мы с ним сажали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Фасоль, горох, бобовые
- Фасоль, горох. Посадка и выращивание
- Темочки
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сегодня число? (18 мая) А вы знаете, что это необычный день? Сегодня международный день музеев. В этот день любой музей можно посетить бесплатно. А какие музеи вы знаете? (ответы детей). У нас в детском саду тоже есть маленький музей. Вы хотите его посетить?
Дети с воспитателем отправляются в музей «Русская изба».
Воспитатель: Вот и наш музей «Русская изба». Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в избе уже знакомые вам предметы? Что вы можете о них расказать? (Дети рассказывают о предметах, которые им знакомы)
- А это что за предмет? (воспитатель показывает прялку)
- В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, долгими зимними вечерами женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем. («Во саду ли, в огороде»)
На печке раздается шорох, появляется Емеля.
Емеля: Что вы здесь расшумелись, поспать не даете…
Воспитатель: Здравствуйте. А вы кто?
Емеля: Я Емеля. Вот прилег поспать, пригрелся на печке. Скоро весна придет, надо будет на огород идти, овощи сажать. А вы тут распелись, выспаться не даете…
Воспитатель: Ребята, а разве весна еще не пришла?
- Емеля, так весна уже давно пришла, май на дворе, уж лето скоро.
Емеля удивленно и растерянно:
- Как лето скоро? Так надо бегом бежать на огород, за работу приниматься, копать, сажать, сеять…
- Дааа, Емеля, долго же ты спишь. Огород копать еще 2 месяца назад надо было. А ты все проспал. Вот послушай, когда работы на огороде начинаются.
Сообщение (рассказывает ребенок):
На Руси работы на огороде начинали 18 марта. Этот день назывался Конон Огородник. С этого дня, какой бы ни случалась погода, основные мысли и заботы российских крестьян были связаны с огородом. «На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде» - советовали люди бывалые. «Паши да сей, пусть хоть и зима кругом, ты, главное, начни в этот день, а не на следующий, тогда непременно огород будет добр и овощей уродится много».
Воспитатель: Конечно, пахать и сеять нужно было чисто символически, из уважения к святому, который огороды от всяких напастей оберегал, потому что к этому дню снег еще не успевал растаять. А вот по настоящему начинали в этот день парники готовить, ремонтировать после зимы и семена подготавливали к посеву.
Емеля: Семена-то у меня есть, во сколько! (достает семена) Ой, только они у меня все перепутались. Что же делать теперь? Как разобраться, что из каких семян вырастет?
Воспитатель: Давай мы с ребятами поможем тебе разобрать семена. (детям раздаются картинки с овощами, они по очереди подходят и ищут свои семена) Ну вот, теперь мы навели порядок в твоих семенах.
Емеля: Спасибо вам, ребята. Даже не знаю, что бы я без вас делал. Ну все, теперь побежал я сажать семена.
- Емеля, а ты все семена в один день посадить хочешь?
- Конечно. А чего ждать-то? Посадил все сразу и сиди себе жди, когда урожай поспеет.
- Ребята, а разве все овощи в один день сажают?
- Не правильно ты, Емеля, рассуждаешь. Для каждого овоща существует свой особенный день, когда его лучше всего сажать. Еще в старину люди заметили, что овощи лучше растут и приносят больше урожая, когда их сажают по определенным приметам. Послушай некоторые приметы.
Дети рассказывают приметы, которые знают:
• Пшеницу сеют, когда зацветет черемуха
• Когда появятся комары – можно сеять рожь
• Картофель сажают, когда береза позеленеет
• Фиалки зацвели – можно сажать редис и лук
• Морковь начинают сеять, когда зацветет мать-и-мачеха
• Рябина зацвела – можно высаживать помидоры.
Емеля (растерянно):
- Так что же получается? Береза давно уже позеленела, мать-и-мачеха уже отцвела, черемуха и фиалки тоже отцветают… Значит, я ничего не успел посадить?
- Не расстраивайся, Емеля. Как раз сегодня по народному календарю день тоже особенный. В народе его называют Иов Огуречник, Иов Горошник, Росенник.
- Ребята, как вы думаете, что Емеля может сегодня посадить на огороде? (огурцы, горох)
Емеля:
- Ну про огурцы и горох понятно, интересно, а почему этот день называли Росенник?
- Сейчас ребята тебе об этом расскажут.
Сообщение (рассказывает ребенок):
Главная примета этого дня – богатые росы. В народе говорили: «Иов Росенник росы распустил», «Без росы и трава не растет». А еще по росе можно определить, будет сегодня дождь или нет? Есть такая примета: «Если утром выпало много росы – будет очень жарко; нет росы – к дождю».
Емеля: Какая примета хорошая. Теперь я всегда смогу по росе узнать, будет сегодня дождь или нет. Спасибо, вам, ребята, что рассказали мне столько интересного и полезного. Побегу сажать огурцы и горох. А то совсем без урожая в этом году останусь… Только вот… Сажать-то я ничего не умею. Может быть вы научите меня.
Дети пытаются рассказать, как надо сажать семена. Емеля растерянно чешет затылок, ничего не понимает.
- Ребята, а может быть мы покажем Емеле, как надо сажать семена? Тогда он быстрее научится. Что вы хотите посадить у нас на участке? (горох) Когда крестьяне в старину сажали горох, они приглашали соседей такими словами: «Приходи работать на белые горохи!» Я сейчас тоже приглашаю вас поработать на белые горохи.
Дети идут на участок.
На участке.
- В старину горох сеяли на закате солнца для того, чтобы воробьи, большие лакомки до него, того не видели. А сажая горох, приговаривали: «Сею, сею горох; уродися, мой горох, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье».
Воспитатель показывает, как надо сажать горох. Дети и Емеля сажают горох.
- Ну вот, Емеля, горох сажать мы тебя научили. А огурцы ты сможешь сам также посадить.
- Спасибо вам большое.