Галия Курмакаева
Совместная работа педагога и психолога по формированию психологической готовности детей к обучению в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии. Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Не все дети, поступающие в школу готовы к обучению. В основе этого явления лежат самые разные факторы, как биологические, так и интеллектуальные и социальные: особенности конституции ребенка, перенесенные болезни, травмы, педагогическая запущенность и другие.
Публикация «Совместная работа педагога и психолога по формированию психологической готовности детей к обучению в начальной школе» размещена в разделах
От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Психологическая готовность к школе подразумевает личностные и интеллектуальные психологические новообразования, появляющиеся в психике ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст.
К личностным новообразованиям этого переходного периода можно отнести появление познавательных и социальных мотивов учения, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, появление обобщения переживаний, связанных с оценкой.
К интеллектуальным новообразованиям этого переходного периода можно отнести воображение, развитие образного мышления, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, умение действовать во внутреннем (идеальном) плане, развитие семиотической и символической функции, умение работать по образцу и по правилу и др.
Проблема психологической готовности детей к школе – одна из наиболее актуальных в моей работе. Прежде всего, это объясняется тем, что одной из задач детского сада является подготовка выпускников к переходу на следующую ступень обучения – к школе. Для проведения успешной психологической подготовки детей к школьному обучению, важно выявить индивидуальные особенности ребенка. При подготовке будущего первоклассника необходимо учитывать особенности психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе. Своевременно выявлять детей, не готовых к школьному обучению. С этой целью я провожу исследования по определению психологической готовности детей к школьном обучению в начале учебного года. Так же веду наблюдения за детьми во время игр и режимных моментов. Все это происходит в рамках эффективного взаимодействия с воспитателями групп.
Взаимодействие педагога - психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:
1. Диагностическое-выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.
Обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития. Мониторинг развития воспитанников.
Взаимодействие с воспитателем заключается в консультирование, составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска».
2. Консультативное -обеспечение индивидуального подхода к ребенку. Сохранение психического здоровья воспитанников. Создание оптимального социально-психологического климата в группе.
Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей;психолого-педагогическое просвещение по вопросам возрастных потребностей детей, организации их деятельности (педагог-психолог - воспитатели)
3. Коррекционно-развивающее -сохранение психического здоровья воспитанников. Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.
Организация воспитателями выставки работ, знакомство родителей с творчеством детей. Выделяемые педагогом-психологом на НОД сюжетные линии имеют продолжение в дальнейшем в разных формах сотрудничества ребенка с воспитателями и сверстниками, в самостоятельной деятельности в предметно-развивающем пространстве.
Совместная работа педагога-психолога и воспитателей ДОУ носит систематический характер и способствует созданию единой образовательной среды, комфортной по отношению к воспитанникам; охране и укреплению не только физического, но и психического здоровья детей.
Работа с воспитанниками.
В подготовительных группах в начале учебного года путем стандартизированных наблюдений и психодиагностического обследования изучается: уровень развития игровой деятельности у воспитанников (карта «Анализа игровой деятельности»); способность к произвольной регуляции действий, то есть регулятивную сферу детей («групповая экспресс-диагностика расстройство внимания при гиперактивности»; эмоциональная сфера через личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации (проективный тест «Домики», автор Орехова); уровень знаний, умений и навыков в сфере пространственно-временных отношений у воспитанников (карта «Оценка особенностей развития воспитанников дошкольного возраста»). По итогам данной работы подбираются групповые или индивидуальные занятия развивающе-коррекционной направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу систематического обучения в школе. Затем один раз в неделю со всеми воспитанниками подготовительной группы проводятся подгрупповые развивающие и выборочно индивидуальные занятия. Коррекционно-развивающая работа с детьми в период подготовки их к школе представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации, которая может проявляться на физиологическом, познавательном, социально - психологическом и личностном уровне. Коррекционная работа помогает преодолевать трудности развития, развивающая направлена на профилактику и предупреждение проблем развития детей.
1 этап – диагностический
Диагностический инструментарий:
1) Личностная готовность :
Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, методика «Внутренняя позиция дошкольника» Н. И. Гуткина.
2) Социальная готовность :
Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника», методика «Лесенка», социометрическая методика «Два дома».
3) Мотивационная готовность к обучению в школе :
«Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» М. Р. Гинзбург, «мотивационная готовность» А. Венгер.
4) Волевая готовность к школьному обучению :
Ориентационный текст - школьной зрелости Керна-Йерасека; методика «Да и нет»; Методика «Продолжи узор».
5) Исследование особенностей внимания:
Методика «Вежливость», методика «Бусы», методика «Шифровка».
6) Исследование особенностей памяти:
Методика «Назови цифры», методика «Запомни фразы», методика «Заучивание слов» (предложена А. Р. Лурия).
7) Исследование логического мышления:
Методика «Исключение лишнего», методика «Аналогии», методика «Последовательные картинки».
8) Сформированность мелкой моторики :
Методика «Продолжи узор», методика «Домик», тест Куглера, графический диктант (Д. Б. Эльконин, методика «Домик» Н. И. Гуткина.
9) Исследование особенностей зрительного восприятия:
«Зашумленные картинки» узнавание перечеркнутых изображений, фигуры Поппельрейтора узнавание наложенных изображений, узнавание недорисованных изображений.
2 этап – проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, нуждающимися в оказании коррекционной помощи.
Коррекционно – развивающие занятия с детьми проводятся во время учебного года в первой половине дня. Программа содержит 30 занятий, проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут с подгруппой по 4 человека.
Структура занятий:
1. Водная часть - приветствие. Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определенный речевой оборот.
2. Основная часть. Здесь решаются главные задачи занятия, используются упражнения на развитие познавательных процессов, развитие мелкой моторики, может включать в себя элементы диагностики. В качестве отдыха используются подвижные игры на развитие внимания, коммуникативные игры.
3. Заключительная часть - итог занятия. Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. Ритуал прощания – это своеобразная «точка» в занятии.
3 этап – мониторинг познавательного развития детей.
Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы по развитию познавательной сферы детей.
Глубокий анализ результатов помогает определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям и педагогам.
Сравнительный анализ степени готовности к школьному обучению
на начало и конец 2020-2021учебного года
Сравнительный анализ по результатам диагностического обследования показал, что наблюдается положительная динамика степени готовности к обучению в школе, стойкое улучшение показателей развития познавательной сферы детей, что позволяет сделать вывод о том,что комплекс коррекционно – развивающих занятий является эффективным в работе с детьми.
В 2021-2022 учебном году работа по данной коррекционно – развивающей программе продолжается.