Валентина Антонова
Совместный проект родителей, детей и логопеда «Подружимся с язычком»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект родителей, детей и логопеда
«Подружимся с язычком»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата у детей с нарушениями речи.
Публикация «Совместный проект родителей, детей и логопеда „Подружимся с язычком“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
2. Познакомить родителей с приемами работы логопеда; объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику.
3. Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.
4. Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим речевые проблемы.
Занятие – консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику»
Задачи.
Познакомит родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.
Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата.
Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.
Обучать общению с детьми и закреплению навыков у детей.
Содержание.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движения артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дефференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умения объеденять простые движения в произнесении звуков, их способности перестраиваться и работать коорденированно.
Памятка для родителей.
«Правила проведения артикуляционной гимнастики»
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками, под стихотворное сопровождение.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
1-й комплекс включает следующие основные упражнения.
1. Упражнение «Улыбка» : удерживание губ в улыбке, зубы обнажены.
2. Упражнение «Трубочка».
3. Чередование «Улыбка» - «Трубочка».
4. Упражнение «Птенцы» : открывание и закрывание рта.
5. Упражнение «Лопатка».
6. Упражнение «Иголочка».
7. Чередование «Лопатка» - «Иголочка».
8. Упражнение «Качели» : чередование движений языка вверх-вниз.
9. Чередование движений языка вперед-назад.
2-й комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
3-й комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.
4-й комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука [Л].
5-й комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука [Р].
Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Совместное занятие для детей и родителей
«Поможем Буратино заговорить»
Задача – познакомить с органами артикуляционного аппарата.
Содержание.
Помните, старый шарманщик папа Карло решил смастерить из полена куклу? Вырезал голову, глаза, нос, назвал мальчика Буратино. Заговорил с ним, но ответа не дождался. Как вы думаете, почему? Конечно, папа Карло не успел сделать рот. Поможем ему? Чтобы Буратино заговорил, надо обязательно сделать губы. Их две – верхняя и нижняя. За губами скрываются…зубы, верхние и нижние.
Папа Карло вырезал губы и язык, но Буратино все равно не мог говорить. От досады он прикусил верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами верхнюю губу. Он крутил головой, шевелил губами, пытаясь что- то сказать. У него ничего не получалось, потому что папа Карло не сделала ему…язык. Но вот и язык готов, розовый и очень веселый: он высовывался изо рта, подпрыгивал, щелкал, облизывал губы.
Буратино очень понравился рот. Он был большой – прямо до ушей! Все это очень забавляло Буратино, он придумывал разные игры для губ, язычка и часто играл в них.
Эти игры – не пустая забава: они нужны, что бы научиться правильно произносить звуки. Вместе с Буратино мы тоже будем играть в эти игры!
Совместное занятие для детей и родителей «Самомассаж языка»
Задача – познакомить с приемами самомассажа языка.
Содержание.
Сделаем полезный массаж языка – чтобы стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки. Помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, покусывать. Попробуем!
Язычок погладим ласково губами,
А затем пошлепаем бережно губами.
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами.
И опять погладим ласково зубами,
А затем пошлепаем бережно губами.
И в конце погладим ласково губами!
Языку очень понравилось! Чувствуешь, он готов тебя слушаться?
Совместное занятие для детей и родителей с использованием элементов биоэнергопластики «Поиграй со мной»
Задача – формировать умение совмещать движения артикуляционного аппарата и кисти рук.
Содержание.
«Поиграй со мной!» - просит язычок.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Так дружат язычок и пальчики.
Сидел язычок в домике-ротике, а потом… Язычок открыл окно, а на улице тепло! Голову держи прямо, открывай домик-рот. Закрывай. А я буду показывать ладошкой (4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.) А теперь ты попробуй подружить язычок и ладошку!
Увидел язычок в окно, как дети качаются на качелях. Покажи ладошкой, как качаются дети: вверх-вниз.
Захотелось и язычку покачаться на качелях. Другая ладошка – качели для язычка. Покажи, как они дружно качаются! (Выполняются движения ладонями и языком вверх-вниз одновременно)
Ожидаемый результат работы проекта.
1. Коррекционная работа даст положительный результат, если учитель-логопед будет действовать в работе согласованно с родителями.
2. Родители будут информированы о содержании коррекционно-развивающей работы.
3. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
4. Родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнений, смогут на совместных занятиях и дома помогать своим детям.
5. Родители имеют возможность ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении.
6. Это одна из возможностей создавать эмоциональный контакт между детьми и родителями.
Дети очень радуются, когда родители предлагают им поиграть. А в игре все получается!
Литература
1. Аромштам М. С. Дом, в котором живет малыш. – Ярославль, 2001
2. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. ,2005
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М., 2005.
4. Ермакович В. Д. Детский сад и родители в едином понимании. – Тольятти, 2001.
5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
6. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. – М. ,1999.