Папки-передвижки

Современные цифровые устройства как фактор влияния на эмоциональный интеллект и когнитивные способности дошкольников

Чертюк Надежда Николаевна
Современные цифровые устройства как фактор влияния на эмоциональный интеллект и когнитивные способности дошкольников

Воспитатель ГБУ ЦССВ «Возрождение» Н. Н. Чертюк

Современные цифровые устройства как фактор влияния на эмоциональный интеллект и когнитивные способности детей дошкольного возраста.

Аннотация. Цифровые устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни, но важную роль они играют не только для взрослого человека, но и для ребёнка. Находясь в общественном месте, вы наверняка сможете найти дошкольника, играющего в игры на смартфоне, или малыша, смотрящего видео на планшете. Ситуация, когда маленький ребенок держит гаджет в руках, уже не является удивительной. Но использование подобных технологий имеет как положительные, так и негативные последствия на развитие подрастающего поколения. В статье основное внимание уделяется влиянию электронных гаджетов, таких как смартфоны, ноутбуки, планшеты, на детей в возрастной группе от 0 до 7 лет, на их развитие с точки зрения психомоторных навыков, навыков взаимодействия, развития словарного запаса, когнитивных навыков.

Публикация «Современные цифровые устройства как фактор влияния на эмоциональный интеллект и когнитивные способности дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова:дошкольный возраст, эмоциональный интеллект, когнитивные навыки, гаджеты, цифровое поколение.

Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать, контролировать и оценивать собственные чувства и эмоции окружающих. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно изучать и развивать, в то время как другие называют его врожденной характеристикой человека. В любом случае, это очень важная способность, которая влияет на ответственность, способность работать в команде, инициативность, самореализацию и самоактулизацию резервов профессионального формирования. Высокий интерес общественности к этой сере порождает необходимость понимания, что и как влияет на развитие эмоционального интеллекта с раннего возраста.

Среди современных дошкольников почти каждый ребенок ежедневно пользуется различными электронными устройствами, которые в огромном количестве и многообразии заполонили нашу жизнь. При длительном пользовании электронными устройствами прокачиваются двигательные навыки: когда малыши играют в игры на планшете или любых других гаджетах, их пальцы и руки получают тренировку. Это своего рода упражнение из разряда мелкой моторики. Кроме того, в сети существует большое разнообразие образовательного контента для детей: у них под рукой находится настоящий рог изобилия знаний, которые раньше были доступны только через книги. Используя современные клавиатуры или другие портативные устройства, они не рискуют получить какие-либо травмы или угрозу по сравнению с игрой на улице. Несмотря на то, что технологии действительно дают много преимуществ для обучения и воспитания, они также имеют и отрицательные последствия для развития ребенка и его качества жизни. Меняющаяся социальная ситуация развития детей дошкольного возраста привела к ограниченности детских контактов, к отсутствиюдворовой разновозрастной социализации - общение постепенно становится полностью виртуальным.

В ходе проведенного мною онлайн-опроса, в котором приняли участие около 90 родителей, было обнаружено что:

большинство родителей (73%, детикоторых находятся в возрасте до 4 лет,позволяют их малышу пользоваться гаджетами ежедневно во время кормления, выполнения домашних дел, публичных мероприятий;

25 % опрошенных родителей стараются ограничивать экранное время для ребёнка до 3-4 раз в неделюё;

2% разрешают своим детям пользоваться цифровыми устройствами только, в критических ситуациях, в повседневности заменяя их живым общением, реальными игрушками и книгами.

Дети используют гаджеты для различных целей: игры, просмотр видео, прослушивание песен, общение с друзьями, просмотр различных веб-сайтов. Они проводят большую часть своего времени за этими занятиями и не обращают внимания на то, в какой позе они находятся, на то, как устают глаза от яркогосвета и маленького расстояния экрана от глаз. В эпоху инноваций мы не можем держать себя или наших детей подальше от этих устройств, но мы можем попытаться свести к минимуму воздействие этих устройств на наших детей. Это действительно удивительно, что ребенок в возрасте двух лет знает, как использовать гаджет, подобно тому, как ребенок знает, как пользоваться бутылочкой для кормления. В США было проведено исследование,результат которого показывает, что один ребенок из трех может свободно пользоваться планшетом или телефоном еще до того, как начнет говорить. Гаджеты в первую очередь наносят вред на развитие когнитивной сферы. Когнитивные навыки — это способность обрабатывать информацию, рассуждать, запоминать факты и выстраивать причинно-следственные связи. Эти навыки напрямую связаны с памятью, языком и эмоциональным интеллектом.

Задержка речевого развития. Ребенок с задержкой речи может хорошо произносить отельные слова, но не в состоянии соединять их в длинные фразы, или же он может использовать слова и фразы для выражения своих идей, но его очень трудно понять. Исследователи доказали, что чем больше времени дети проводят за смартфонами, тем больше вероятность того, что у ребенка будут задержки в экспрессивной речи. Дети учатся говорить и общаться посредством взаимодействия с другими людьми. Так было всегда и так будет и дальше, несмотря на любые новые технологии, которые появляются на нашем пути. Первые несколько лет жизни имеют решающее значение для языкового развития ребенка: их мозг наиболее восприимчив к изучению нового языка и выстраивает коммуникационные пути, которые будут с ними на всю оставшуюся жизнь. Когда этот период заканчивается, становится намного труднее изучать и развивать языковые навыки. По этой причине, например, взрослому человеку сложнее выучить иностранный язык. Каждая минута, которую ваш ребенок проводит перед экраном, сокращается время, которое он мог бы потратить на обучение в процессе взаимодействия со взрослыми или на игру со сверстником. Экранное время отнимает реальное время, которое можно (и нужно) тратить на личностное общение.

Эмоциональная сфера. Современные технологии также оказывают огромное влияние на то, как дети думают и чувствуют. Поскольку электронные устройства требуют внимания сразу ко многим различным вещам, дети, которые играют в игры или проводят большую часть времени в сети, как правило, имеют меньшую способность к концентрации внимания. Использование гаджетов также может повлиять на качество обработки информацию: когда дети сталкиваются с большим непрерывным потоком новой информации, они склонны обдумывать вещи только поверхностно и не развивают способность критически мыслить или проявлять творческий подход при изучении нового материала. Множественные исследования доказывают, что высокий уровень использования гаджетов детьми может снизить самооценку и обеспечить плохое настроение. Это мешает им улавливать социальные сигналы и развивать значимые отношения с другими людьми, что может иметь серьезные негативные последствия по мере их роста и развития. Дети, которые проводят более двух часов перед экраном или другим развлекательным средством, с большей вероятностью будут испытывать психологические трудности. С другой стороны, дети, которые испытывают более умеренную физическую активность, лучше справляются с эмоциональными категориями и лучше справляются с проблемами сверстников. Это показывает, что активные игры делают детей более здоровыми не только физически, но также умственно и эмоционально.

Память. Меньшая физическая активность всегда так или иначе коррелирует с задержкой в интеллектуальном развитии. У детей, активно пользующихся поисковыми системами, отмечается каталогизация памяти, когда запоминается не содержание, а место нахождения информации, либо интернет-путь достижения этой информации. «Компьютер и Интернет становится своеобразным «внешним запоминающим устройством» человека».Избыточность информации приводит к тому, что человек лишает мозг интеллектуального воображения, которое способно производить оригинальные идеи.

Синдром гиперреактивности. СДВГ – это психическое расстройство, которое связано с такими проблемами, как рассеянное внимание, чрезмерная активность или трудности с контролем поведения. Дети с СДВГочень суетливы, неспособны сосредоточиться, легко отвлекаются. Подобные трудности в поведении могут вызвать проблемы как в школе, так и дома. Исследования доктора Д. Кристакиса показало, что из 13 тысяч детей 10% имеют проблемы с вниманием. Если с младенческого возраста детей приучили смотреть телевизор хотя бы по 2 часа в сутки, то к семи годам у ребенка есть все предпосылки получить диагноз СДВГ. При смене изображений происходит переключение между разными нейронными сетями, для ребенка частая смена изображений сказывается на неравномерном развитии нейронных связей и как результат – формировании дефицита внимания. Восприятие мира путем короткого, яркого посыла, воплощенного в форме изображения, клипа получило емкое название «клиповое мышление».

Тревожность и депрессивные состояния. Тревога — это страх перед будущими событиями или реакция на текущие. Эти чувства могут привести к различным физическим симптомам, таким как дрожь и учащенное сердцебиение. Эта фаза обычно безвредна и временна, но дети, страдающие от тревоги, испытывают нервозность, застенчивость и страх. Они стараются избегать людей, общественных мест и непривычных занятий. Ребенок проявляет агрессию или кажется напряженным, когда он не может выйти в Интернет, и это чувство волшебным образом исчезает, когда его устройство возвращается к нему в руки. Детская депрессия-очень распространенное и тяжелое медицинское заболевание, которое негативно влияет на поведение ребенка. Чрезмерное использование гаджетов вызывает депрессию у детей определенного возраста. Они могут чувствовать себя подавленно на протяжении долгого времени, страдать бессонницей и плохо питаться. Ночное свечение ноутбуков и мобильных телефонов лишает детей возможности выспаться. Американское исследование от KaiserFamilyFoundation показало, что 60 процентов родителей не следят за использованием гаджетов своими детьми, а 75 процентам детей разрешено использовать технику в своих спальнях.

Распространение цифровых технологий сопровождается растущим беспокойством о благополучии детей. Опасения, что смартфоны губят целое поколение и что дети впадают в депрессию из-за технологий, широко распространены в средствах массовой информации и даже в некоторых исследовательских кругах. Чрезмерное использование гаджетов замедляет способность ребенка к обучению и оказывает влияние на его психическое благополучие. Но это не значит, что родителям нужно полностью отстранить своих детей от прогресса и современных технологий, нужно грамотно внедрять их в процесс воспитания, контролировать их использование, подобно тому, как родитель должен отслеживать количество часов на сон, качество употребляемой на обед пищи или целесообразность выходить на прогулку в теплой куртке, когда на улице стоит теплая погода. Очень важно, сколько времени ребенок проводит с этими гаджетами: родители могут установить определённый лимит времени для использования электронных устройств в соответствии с возрастом, поощрять и мотивировать своих детей играть на улице со своими друзьями, братьями и сестрами. Так они учатся взаимодействовать и общаться с другими детьми. Выбор активных игр в соответствии с их интересами всегда будет иметь на ребенка положительный эффект. Родители должны объяснять ребенку разницу между виртуальной реальностью и тем, что реально, когда ребенок использует гаджеты. Необходимо также обеспечить качественный сон для ребенка, так как он помогает оправиться от напряжения глаз и позволяет эффективно работать мозгу на следующий день. Конструктивное использование гаджетов может привести к более здоровому и эффективному развитию.

Список литературы:

1. Бершадский, М. Е. Какие условия определяют и стимулируют когнитивное развитие [Текст] / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2009. - № 3. – с. 70-76

2. Борцова М. В., Некрасов С. Д. Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 133 (09,

3. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики, 2014. – №. 1.

4. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение» : психолого-педагогическое исследование проблемы //Педагогика. 2016. № 1

5. Солдатова Г. В., Шляпников В. Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование, 2015. № 3. С. 78–85

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные цифровые устройства как фактор влияния на эмоциональный интеллект и когнитивные способности дошкольников
Опубликовано: 14 июля 2021 в 14:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД