МААМ-картинки

Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога

Любовь Добровольская
Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями, так как современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Педагог владея данными технологиями и применяя их на практике сам совершенствуется и набирается профессионального мастерства как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

Публикация «Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога» размещена в разделах

Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии

Цели: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни; овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

2. Технологии проектной деятельности

Цели: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

3. Технологии исследовательской деятельности

Цели: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления

4. Информационно-коммуникационные технологии

Цели: стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

5. Личностно- ориентированные технологии

Цели: гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам

6. Технология портфолио дошкольника

Цели: собрать копилку личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни (своеобразный маршрут развития ребенка).

Технология портфолио педагога учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности; является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

7. Социоигровые технологии

Цели: развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия; коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения; формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; решение задач «социального» закаливания; развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Для достижения педагогом поставленных целей и решения педагогических задач при применении педагогических технологий в образовательной деятельности в условиях перехода ДОУ к реализации новых образовательных стандартов должны быть развиты следующие педагогические умения, а именно:

- Исследовательские: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;

- Проектировочные: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации новых образовательных стандартов; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

-Организаторские: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

-Коммуникативные: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

-Конструктивные: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

При выборе форм и методов организации педагогических технологий, поиска информации, исследования и проектирования автоматически происходит накапливание профессионального педагогического мастерства педагога, невозможно донести до воспитанника какую-либо информацию не владея ею в полной мере. Подготавливая материал педагогу необходимо погрузиться в информационный поток, исследуя его и систематизируя. В начале работы педагоги сталкиваются с проблемой использования ИКТ, что с подвигает их начать самообразование и пройти курсы по освоению новых технологий.

Что же такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания, умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях, внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик, анализирует свою деятельность. Для тех, у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт, по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится. В своей профессиональной деятельности педагоги используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели ФГОС. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие, технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным- педагогическая.

Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним, очень значимым и важным критерием - его качеством, которое зависит от профессионального мастерства педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально-личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием своих знаний, а так же, профессионального опыта. Педагогическое мастерство –это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития ребенка.

Современный педагог должен обладать целым арсеналом педагогических технологий, а также применять их на практике, чтобы стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, он должен быть готовым гибко реагировать на возникающие изменения в системе образования, адаптировать их с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Базисным основанием организации педагогического процесса выступает деятельность ребенка как удовлетворение его познавательных интересов и потребностей, а также других потребностей саморазвивающейся личности - самообразование, самовоспитание, творчество, свобода выбора, достижение социальных и личных целей. Центральным в организации педагогического процесса является компетентный подход и принципы личностно-ориентированного обучения. Компетентность – это одна из форм профессиональной деятельности, которая обозначает наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Получается, что обучая своих воспитанников, педагог активно учится сам, например использование информационно-коммуникационных технологий открывает и перед педагогами возможности для эффективной творческой работы. Педагогам помогает электронная библиотека, презентации на разные темы, физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски, подбор иллюстративного и познавательного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек и т. д. в различных интернет ресурсах. Продумывая формы организации педагогических технологий и накапливая материал по каждой из них педагог активно накапливает багаж знаний умений и навыков, обучая учится сам.

Формы организации педагогических технологий в образовательной деятельности:

Здоровьесберегающие технологии:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

Технология проектирования:

1. Работа в группах, парах

2. Беседы, дискуссии

3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.

Технология исследовательской деятельности:

1. постановка и решение вопросов проблемного характера;

2. наблюдения;

3. моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

4. опыты;

5. фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

6.«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

7. подражание голосам и звукам природы;

8. использование художественного слова;

9. дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

10. трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии:

(ИКТ в работе современного педагога)

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно ориентированные технологии:

1. Игры, спортивные досуги, НОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант ребенка. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику.

Технология портфолио (для педагога):

1. Общие сведения о педагоге

2. Результаты педагогической деятельности

3. Научно-методическая деятельность

4. Предметно-развивающая среда

5. Работа с родителями

Социоигровые технологии

1. Коллективные дела, работа в малых группах при совместной деятельности педагога с детьми, тренинги на умение договариваться

2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры

3. Сказкотерапия

4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

5. Тренинги, самопрезентации

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.

2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.

3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.

4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.

5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

6. Атемаскина, Ю. В.  Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст]/ / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец //учебно-методическое пособие СПб. : Детство-Пресс. - 2011.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №57 "Белочка" г. Улан-Удэ Доклад-презентация "Современные образовательные.

Современные образовательные технологии как эффективное средство реализации стандарта дошкольного образования Авторы: воспитатели д/с № 164 "Весточка" Шума В. Н., Котлова С. И. Основная задача педагогов дошкольных организаций – выбрать методы и формы.

Доклад на региональной стажировочной площадке «Современные образовательные технологии» Тема: «Игровые технологии для детей раннего возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Кривко Любовь Анатольевна-воспитатель 1младшей.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Семинар «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования» Уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному.

Современные образовательные технологии Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Современные образовательные технологии по социально-коммуникативному развитию детей Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного.

Современные образовательные технологии в ДОУ Использование технологий является одним из приоритетов образования Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем Занятия строятся.

Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 17:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Добровольская (УИ 665916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД