Лучший педагог года

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями

Шелудько Надежда
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Работа с родителями

В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 №3266-1) уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями» размещена в разделах

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Принципы совместной работы ДОУ с семьями :

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:

• Коллективные (массовые) формы, которые подразумевают работу со всем или большим составом родителей детского сада или группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

• Индивидуальные формы, которые предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

• Наглядно-информационные формы, они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать

традиционными.

А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Рассмотрим коллективные формы общения:

• Общее родительское собрание ДОУ.

Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

• Педагогический совет с участием родителей.

Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

• Родительская конференция.

Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.

• Тематические консультации.

Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.

• Педагогический консилиум.

Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.

• Групповые собрания родителей.

Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

«Круглый стол».

Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.

• Родительский совет или родительский комитет группы.

Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, так же участвуют в организации и проведении совместных мероприятий.

• Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

«Дни открытых дверей».

Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т. к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.

• Презентация или сайт дошкольного учреждения.

Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

• Клубы для родителей.

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

• Устный педагогический журнал.

Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

• Вечера вопросов и ответов.

Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет».

Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

• Мини-собрания.

Ценность этой формы работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3 - 4 семей.

• Исследовательские - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.

• Тренинги.

Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.

• Попечительский совет.

Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.

• Дни добрых дел.

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Рассмотрим индивидуальные формы:

• Педагогические беседы с родителями.

Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.

• Посещение семьи.

Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

• Индивидуальные консультации.

Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.

К данным формам можно также отнести:

• Индивидуальные блокноты.

«Школа молодой семьи».

• Выполнение индивидуальных поручений.

• Телефон Доверия.

• Почта Доверия.

• Копилка Добрых дел.

• Гость группы.

• Доброволец.

Досуговые формы взаимодействия с родителями :

• Праздники, утренники, концерты, соревнования и др.

Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

• Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.

• Совместные походы и экскурсии.

Основная цель таких мероприятий - это укрепление детско-родительских отношений.

• Благотворительный акции.

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.

К данным формам также можно отнести:

• Кружки и секции

• Клубы отцов, бабушек, дедушек.

• Клуб выходного дня.

• Выпуск стенгазеты.

• Домашние гостиные.

Работа театральной труппы: дети – родители (совместная постановка спектаклей).

• Семейные встречи.

• Веломарафон.

• Музыкальные и литературные салоны.

• Коллекционирование и др.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями :

Главная задача - познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.

• Уголок для родителей.

• Выставки, вернисажи детских работ.

• Информационные листы.

• Памятки для родителей.

• Папки–передвижки.

• Родительская газета.

• Видеофильмы.

• Совместное создание предметно – развивающей среды.

• Семейный и групповые альбомы.

• Фотовыставки.

• Эмоциональный уголок.

Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями :

• Анкетирование.

Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Письменные формы взаимодействия с родителями :

Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).

• Брошюры.

• Пособия.

• Бюллетень.

• Еженедельные записки.

• Неформальные записки.

• Личные блокноты.

• Доска объявлений.

• Ящик для предложений.

• Отчеты.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями
Опубликовано: 5 октября 2021 в 17:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД