МААМ-картинки

Современные принципы и подходы в методике обучения

Юрганова
Современные принципы и подходы в методике обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Методика современного обучения опирается на дидактические принципы и представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо осуществлять и совершенствовать обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Рассмотрим систему наиболее эффективных и интересных принципов, разработанных дидактикой, и выделим основные требования к процессу обучения экономике.

Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся.

Публикация «Современные принципы и подходы в методике обучения» размещена в разделах

Что же следует понимать под терминами «методология» и «подход»?

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на интерпретации (раскрытии) сущности и развития этих явлений.

Подход- это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.

В преподавании экономики преподаватель может эффективно использовать следующие подходы. Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он требует реализацию принципа единства педагогической теории, эксперимента, практики, отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности и предусматривает необходимость подходить к ним как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход, в котором относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. В педагогической практике задача преподавателя- учитывать взаимосвязи компонентов. Подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементах, а также связей между ними. На основе выявленной структуры делаются заключения о других характеристиках системы. Функциональный подход направлен на выявление функций (задач) каждого элемента системы и самой системы в целом.

Эвристические и практико-преобразующие возможности системного подхода в исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при обращении к категориям «педагогическая система», «целостность», «взаимодействие».

Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему.

Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача преподавателя на уроках экономики- создать условия для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Домашние задания, тестирование, контрольные работы должны иметь разноуровневый характер. В идеале у каждого обучающегося должна быть своя маршрутная карта. Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход основан на деятельности как основе, средстве и условии развития личности. Задачи преподавателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

А. Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, – писал он, – каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Деятельностный подход требует перевода обучающегося в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Полисубъектный (диалогический) подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Полисубъектный (диалогический) подход вызван тем, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается ею, не может быть сведена к деятельности и отождествлена с нею (Л. П. Буева, 1978). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. Личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т. е. интерсубъектное образование. Значение деятельностного подхода аргументированно показал в своих работах А. Н. Леонтьев. Он писал: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями».

Реализация системно- деятельностного подхода осуществляется через: ролевые игры, работу с разными источниками информации (СМИ, Интернет-ресурсы, тексты, карточки и др., решение экономических задач, рефлексию.

Ролевые игры на уроках экономики позволяют сделать урок насыщенным и интересным.

Интерес обучающихся к занятию и его эффективность возрастают, когда наряду с классическими методами широко используются активные формы обучения. Одна из них - ролевая игра. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. В ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Ролевая игра - это активная работа учеников, заставляющая переосмысливать изучаемый материал. Проведение игры в конце изучения темы позволяет закрепить знания, более глубоко осмыслить и обобщить материал.

Ф. -Й. Кайзер и X. Камински выделяют 8 этапов проведения ролевой игры. На этапе предварительной подготовки объясняется новый материал, вводятся понятия, которые могут быть использованы учениками во время игры. На втором этапе - этапе информирования - учащиеся знакомятся непосредственно с игровой проблемой. Далее происходит распределение ролей, организация ситуации, оговариваются правила игры, раздаются задания слушателям. Следующий этап - непосредственно игра. После чего проводится обсуждение ее итогов. Выделение наиболее значимых результатов. Обобщение. Установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями.

Работа с разными источниками информации включает разнообразные ресурсы: СМИ, Интернет, тексты, карточки и т. д.) Во время данного вида деятельности обучающиеся делятся на группы, самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, делают выводы, обосновывают суждения, дают определения, приводят доказательства.

Решение экономических задач дает возможность обучающимся определить и описать заданную экономическую ситуацию, закрепить полученные на уроке знания, проследить связь с практикой.

На мой взгляд, на занятиях экономики эффективным является использование метода проектов. Обучающийся работает с проблемой, проектирует, исследует, самостоятельно ищет информацию, создаёт продукт и презентацию- отчёт о деятельности. В данном случае знания не просто передаются, они добываются обучающимся в процессе его собственной деятельности. У современной молодежи сегодня появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики, экшн - адвенчуры и другие жанры. Использование ресурса, популярного среди пользователей в виртуальном мире, позволяет приобрести положительные эмоции, получить интеллектуальное удовлетворение, способствует самореализации, формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, раскрытия потенциала и профессионального самоопределения. Экономический квест – специфическая проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключается в продолжительном целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, или игровые квесты; «живые» квесты.

Особый интерес представляют «живой» вариант. Он направлен на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно- образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.

Обучающийся в процессе работы над квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов.

С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Главная задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить обучающихся учиться. А сделать это возможно только через деятельность.

Индивидуальный подход - это психолого–педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе учитель организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника, т. к. обучающиеся индивидуальны, а значит и способности у них тоже разные.

Среди принципов и требований, составляющих общенаучный уровень методологии педагогики, - принцип объективности, всесторонний учет определяющих то или иное явление факторов, условий его развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте.

Этот принцип предполагает исключение односторонности, предвзятости в подборе и оценке фактов, но не лишен субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определенно ориентированным внутренним миром.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим имеют особое значение установление и учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование. Достоверность фактов – необходимое, хотя и недостаточное условие достоверности выводов.

Среди дидактических принципов построения урока в рамках системно- деятельностного подхода можно выделить следующие:

1. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, при которой результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование методологических подходов и дидактических принципов педагогики позволяет разработать стратегию и эффективные способы их разрешения, определить ее научно-теоретические проблемы, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики, осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные принципы и подходы в методике обучения
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 19:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные принципы и подходы в методике обучения» (включая файлы) размещена пользователем Юрганова (УИ 2797642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД