МААМ-картинки

Современные способы оздоровления детей дошкольного возраста

Марина Герасимова
Современные способы оздоровления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления. Формы организации обучения разнообразны: это уроки здоровья, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Публикация «Современные способы оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Обучение идёт через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также воспитателями ежедневно в режимных моментах в виде проведения различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

С целью развития интереса к физической культуре в нашем саду используются разные варианты проведения физкультурной деятельности:

*занятия по традиционной схеме;

* занятия, состоящие из набора игр большой и малой интенсивности;

*занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет выявляют победителей;

*занятия познавательного характера, на которых детям даются представления о строении собственного тела, о том, что полезно, а что вредно для человеческого организма. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. В летний период времени проводится на свежем воздухе. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние.

В перерывах между пассивной деятельностью (за столами) проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки, вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Также популярным видом разгрузки для детей является физкультурная минутка, которая повышает общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности нервных процессов, развивает внимание и память, создаёт положительный эмоциональный настрой и снимает психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 3-5 мин. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Каждая физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 мин.

В течение года используются различные виды гимнастики:

1. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические или другие движения.

2. Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений. Создают различные образы: «лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок» и др.

3. Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами, проводятся ежедневно по 5-7 мин. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке, плавно переходят на бег (1-1.5 мин) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Особое значение для сохранения и укрепления здоровья ребёнка представляет дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Наиболее часто на занятиях, в том числе музыкальной деятельностью, используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика помогает детям освоить правильное глубокое дыхание, нужное для плавного звуковедения голоса. Она также является профилактикой простудных заболеваний и заболеваний горла. Особенностью и преимуществом гимнастики А. Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно целое. К дыхательным упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Для проведения дыхательной гимнастики в детском саду создаются следующие условия:

*как составная часть утренней гимнастики дыхательная гимнастика проводится ежедневно;

*выполнять дыхательную гимнастику можно не ранее чем через 1 час после еды;

*эффективность возрастает, если проводить дыхательную гимнастику на свежем воздухе;

*не следует использовать на одном занятии разные виды дыхания;

*нужно обязательно мотивировать дыхательные упражнения с целью развития интереса и желания выполнять данные оздоровительные мероприятия.

В летний период времени проведение оздоровительных и профилактирующих мероприятий приобретает особое значение, и их эффективность обеспечивается проведением следующих условий:

- чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;

- соблюдение режима прогулок;

-рациональная, неперегревающая детей одежда;

- сон при открытых фрамугах;

-гигиенические процедуры (умывание, и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры);

- хождение босиком в группе и на «Тропе здоровья» на воздухе.

Особо хочется отметить создание оздоровительной зоны, в которой расположена «Тропа здоровья», направленная на профилактику плоскостопия. «Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18оС, температура земли – не ниже 20оС-22оС, и заканчивает свою работу во второй половине августа. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, дети выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.

«Тропа здоровья» длиной 7 метров и шириной 1 метр делится на участки по 1-му метру, которые имеют разное покрытие: вкопанные берёзовые пеньки, песчаную поверхность, короба с галькой, еловыми шишками и другим наполнением. На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, улучшается самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться строго дозированно и под наблюдением медицинского персонала.

Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В своей работе с родителями педагоги ставят следующие задачи:

*знакомить родителей с основами теоретических знаний и практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;

*повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;

* готовить и проводить совместные спортивные мероприятия.

Для решения этих задач с родителями проводятся различные мероприятия: родительские собрания, консультации, спортивные праздники, недели здоровья; оформляются папки-передвижки, памятки, буклеты.

Физические упражнения в летний период на свежем воздухе способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Публикации по теме:

Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образование «Районный методический кабинет» МО «Кошехабльский район» из опыта работы воспитателя.

Современные пути оздоровления дошкольников Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные.

Использование нетрадиционных способов оздоровления детей дошкольного возраста на занятии по физической культуре. Занятие Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательные области: Здоровье Разделы: Физическая культура Тема: На поиски.

Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Консультация «Способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного.

Музыка как колоссальный потенциал для оздоровления детей дошкольного возраста (из опыта работы) Музыка как колоссальный потенциал для оздоровления детей дошкольного возраста (из опыта работы) Музыкальное воспитание входит в систему.

Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.

Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста» Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый.

Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Актуальность и перспективность опыта. Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет.

Современные тенденции певческого воспитания детей дошкольного возраста. Охрана детского голоса В методическом пособии «Вокально-хоровая работа в детском саду» автор излагает свой подход к обучению дошкольников пению. Он основан на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные способы оздоровления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2017 в 16:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные способы оздоровления детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Герасимова (УИ 253120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД