Ирина Пшеничная
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляю элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы
Публикация «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.
Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения
ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб- хамелеон" и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку
вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера, модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них
умений и способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять
простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять
закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Основные представления, познавательные и речевые умения, которые
осваиваются детьми 4-5 лет в процессе овладения математическими
представлениями:
СВОЙСТВА.
Представления.
Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий,
низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий) ; по
массе (тяжёлый, лёгкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький).
Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.
Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный. Логические связи между группами величин, форм: низкие, но толстые; найти общее и различное в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм.
Связи между изменениями (сменой) основания классификации (группировки) и количеством полученных групп, объектов в них.
Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зрительно и осязательно двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы. Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества.
Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур. Самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам.
ОТНОШЕНИЯ.
Представления.
Отношения групп предметов: по количеству, по размеру и т. д.
Последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов.
Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других
объектов, в движении в указанном направлении; временные- в
последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра.
Обобщение 3-5 предметов, звуков, движение по свойствам - размеру,
количеству, форме и др.
Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы на глаз, путём
наложения, приложения. Выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, пояснить последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру.
ЧИСЛА И ЦИФРЫ.
Представления.
Обозначение количества числом и цифрой в пределах 5-10. Количественное и порядковое назначение числа. Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу. Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и разнородных предметов, в разном расположении и т. д.
Познавательные и речевые умения.
Сосчитывать, сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить количество по образцу и числу; отсчитывать.
Называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в роде, числе, падеже.
Отражать в речи способ практического действия. Отвечать на вопросы: "Как ты узнал, сколько всего?"; "Что ты узнаешь, если сосчитаешь?"
СОХРАНЕНИЕ (НЕИЗМЕННОСТЬ) КОЛИЧЕСТВА И ВЕЛИЧИН.
Представления.
Независимость количества числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности.
Неизменность размеров, объёма жидких и сыпучих тел, отсутствие или
наличие зависимости от формы и размера сосуда.
Обобщение по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов и т. д.
Познавательные и речевые умения зрительно воспринимать величины,
количества, свойства предметов, сосчитывать, сравнивать с целью
доказательства равенства или неравенства.
Выражать в речи расположение предметов в пространстве. Пользоваться
предлогами и наречиями: справа, сверху, от., рядом с., около, в, на, за
и др. ; пояснить способ сопоставления, обнаружения соответствия.
АЛГОРИТМЫ.
Представления.
Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия,
зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Использование простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных).
Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.
Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала; потом; раньше; позже; если., то.
Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме,
величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей;
осваивают счёт.
Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим.
Индивидуальный подход воспитателя поможет каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и
другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и
спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того момента, в который происходят описываемые события.
Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает
достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом
временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину и т. д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.
Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.
Литература:
1. Дошкольное воспитание, 1988г. № 2
2. Непомнящая Н. Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на
материале математики)".-М. : Педагогика 1983г.
3. Обухова Л. Ф. "Этапы развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г.