МААМ-картинки

Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения

Анастасия Гаранина
Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы

Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения.

"Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума".

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения» размещена в разделах

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если ребенок умеет любоваться яркими красками неба при закате солнца, формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей; вслушиваться в звон весенней капели, шум летнего дождя; удивляться скрипу снега под ногами, звонкому журчанью родника, шелесту осенних листьев - у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познавать окружающий мир.

Ребенок получает первоначальные знания о природе, отражающей действительности, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь.

Одним из основных методов формирования гуманного отношения к природе являются наблюдения.

Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний и культуры.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – усвоение причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.)

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть :

- эпизодическими, продолжающиеся всего несколько минут (за снежинкой на ладони; за поведением птиц у кормушки; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду);

- длительными, которые ведутся в течении многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за изменением окраски листьев; за пробуждением и ростом растений). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся в непосредственной образовательной деятельности, на экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы.

- опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку.

В формировании гуманного отношения к природе поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются не только психические процессы - восприятие, мышление, воображение, внимание и память, но и формируются определенные чувства. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи, запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть : неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного, его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

Организация наблюдений.

Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, потрогать (если это возможно и безопасно, ощутить исходящие от него звуки, запах и т. д.

Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка будут формироваться полноценные знания.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным - от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста детей) .

Структура наблюдения.

Перед началом наблюдений необходимо сконцентрировать внимание детей. Наилучшими являются организационные приёмы, которые вызывают положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом :

- Призыв вместе посмотреть что-то интересное;

- Интригующая интонация;

- Загадка-описание о предмете (объекте) наблюдения.

Вторая - основная часть обеспечивает детям самостоятельное получение информации. Педагог предлагает детям рассмотреть объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть небольшие паузы, которые позволят детям сосредоточиться и, наблюдая за каким-либо объектом, найти ответы на вопросы.

Завершить наблюдения можно игрой, чтением стихотворения, рисованием.

Правильно организованные наблюдения позволяют активизировать исследовательскую деятельность детей, побуждают их к самостоятельному наблюдению, способствуют формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Таким образом, любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Предметно-развивающая среда на участке детского садаПредметно-развивающая среда на участке детского сада Предметно- развивающая среда на участке детского сада «Теремок» города Щигры Курской области». В летний период важно создать на участке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 09:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гаранина (УИ 317608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД