Татьяна Гицевич
Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, в период введения ФГОС ДО, вопросы развития речи дошкольников стоят особенно остро. Это связанно с тем, что все больше выявляется детей с различными нарушениями в речевом развитии, в развитии познавательных процессов, значительном нарушение координации движений, мелкой моторики руки. В своей работе на протяжение многих лет ключевое место мы уделяем речевому развитию детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речи. От качества речи, умение пользоваться ею в игре, в НОД, других видах деятельности зависит успешность ребенка, его принятия сверстниками. Непосредственно образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, а также самостоятельно - организованная деятельность (игры, дежурство, художественно - эстетическая деятельность т. д.) призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольников во всех ее аспектах (обогащение словаря, развития звуковой культуры речи,связной речи, развития речевого аппарата и дыхания.) Одним из условий полноценного речевого развития детей в соответствие с ФГОС ДО является грамотно организованная развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ.
Публикация «Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Таким образом, предстояло организовать окружение, которое наиболее эффективно будет влиять на развитие разных сторон речи каждого ребенка. "В пустых стенах ребенок не заговорит", - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли удовлетворить важные потребности в познание (сенсорном и тактильном восприятии). Для того чтобы устранять и корректировать речевые нарушения мы организовали предметно- развивающую среду группового помещения в свете новых требований. В раздевалке разместили уголок логопеда "Логопед советует". В спальном помещении размещен логопедический уголок, который оснащен необходимым современным оборудованием. Весь игровой, дидактический и стумульный материал находится в открытом доступе. Материалы уголка очень разнообразны: демонстрационный (наглядный, дидактический, раздаточный. Все соответствуют требованиям стандарта дошкольного образования, а именно соответствуют возрасту детей, направлены на развитие речевых и психических функций. Речевой уголок систематически дополняется необходимым материалом, обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством взрослого. Для развития лексико- грамматической стороны речи были приобретены папки с предметными и сюжетными картинками для пересказов. Оформлены картотеки словесных игр. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, наблюдательности и воображения. Для коррекции звукопроизношения накопили картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркала для индивидуальной работы, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями. Изготовили игры и упражнения для развития речевого дыхания : "Покатай карандаш", "Загони мяч в ворота", "Подуй на елочку", "Мельница". Сюда же внесли игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на развитие воздушной струи (листочки, легкие перышки, снежинки, султанчики, мыльные пузыри, воздушные шары, легкие кораблики). Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (оформлена картотека артикуляционной гимнастики). Туда вошли общие известные: "Сказки о веселом язычке", скороговорки, чистоговорки (на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков). Для развития связной речи, грамматического строя речи были подобранны игры и упражнения "Подскажи словечко", "Что сначала, что потом", "Составь рассказ","Подбери слово к схеме", наборы парных картинок типа "Лото", наборы игровых пособий на соотнесение (сравнение, найди ошибки по смыслу, найди отличия по внешнему виду, серия картинок по 4-6 штук на установление последовательности событий. Оформлены альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласования существительных с числительными и прилагательными по лексическим темам"Одежда", "Мебель", "Фрукты и Овощи" и т. д. Самостоятельно были изготовлены схемы для составления описательных рассказов по плану.
Развитие речи тесным образом связано с развитием мелкой моторики руки. Еще Сухомлинский В. А. писал: "Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцах. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питаются творческой личности". Для этого образовали уголок сенсорного развития, который обеспечивает накопление детьми сенсорных впечатлений, тактильных ощущений, следовательно, развивается мелкая моторика рук. Был накоплен материал для игр с мелкими предметами : мозаики различных размеров, грецкие орехи (массаж, пазлы, матрешки, конструкторы, бусы,игрушки - шнуровки, в том числе сделанными своими руками из скакалок. Игра "Раз-фасолька, два- фасолька" или вариант игры "Золушка",трафареты внешние и внутренние мячи с шершавой и гладкой поверхности,маленькие мячи (резиновые, пластиковые"ежики", Су-Джок, мешочки с мукой для того чтобы мастерить различные фигуры, масса для лепки. Своими руками был изготовлен развивающий коврик, который учит застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать ленточки и шнурки, застегивать замочки и молнии, определять на ощупь что находиться в мешочке. Оформлены игры "Мотолочки", которые помогают в развитии мелкой моторики, учат действовать по сигналу, тренируют пальцы. Самостоятельно были изготовлены игровые модули - тренажёры "Паровозики", "Девочка с шарами", "Виноград", они учат детей различать цвета, подбирать пробочки по цвету, объяснить свой выбор. Игра - самоделка "Трещётки" направлена на развитие мелкой моторики развивает цветоразличение.
В своей работе мы поставили перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в свою работу пальчиковых игр, так как они на наш взгляд дают наиболее значимый эффект для развития речи. Следствием чего стало подбор и оформление картотеки пальчиковых игр согласно лексическим темам. Большое внимание уделили развитию мелкой моторики, включали упражнения: поглаживание и разминание пальчиков,загибание и их разгибание, тем самым активнее развивается мозг и речь детей. Таким образом, создали условия для развития речи дошкольников через использование пальчиковых игр. Огромное внимание уделяли театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток, театр Би-ба-бо). Они выступают эффективным средством речевого развития.
Поэтому мы в своей группе организовали уголок театрализации с имеющимся в нем настольным театром к сказкам "Теремок", "Красная шапочка", "Три поросёнка" ,плоскостной театр, шапочки и атрибуты для инсценировки, а также сундучок "Ряженья", который систематически пополняем. Используем театральные приемы в досуговой деятельности с детьми и на занятиях. Главный принцип интегративность, соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостной педагогический процесс. Для развитии слухового восприятия пополняли музыкальный уголок шумовым, звуковыми, музыкальными инструментами в результате работы вся организованная нами предметно - пространственная среда выступала в роли стимулятора речевого развития.
Проделанная работа способствовала улучшению звукопроизношения, умению четко говорить, развивалась память,способность согласовывать движение и речь. Как гласит ФГОС ДО, предметная среда должна иметь характер открытый системы, способной к изменению, корректировки и развитию. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Предметный мир,окружающий детей, необходимо пополнять и обновлять, что мы успешно делаем в своей работе.
Литература.
1. Анохина Т. Как организовать предметно- пространственную среду // Дошкольное воспитание. - 2013. - №5, С. 32-34.
2. Нищева Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. СПб,2014
3. Рыжова Н. А Развивающая среда дошкольного учреждения/-М. :Линка Пресс, 2016