Светлана Морозова
Создание предметно-развивающей среды для развития познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, - качеств и свойств, делающим его человеком.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Особенностью данного периода, отличающей его от последующих этапов развития ребенка, является то, что в это время закладываются основы общего развития, являющиеся фундаментом для обретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. В дошкольном детстве формируются не только качества и свойства психики, определяющие характер ребенка, и его отношение к происходящему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее, те психологические новообразования, которые возникают к кончу данного возрастного периода.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих, возрасту видах, деятельности в игре, речевом обращении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, приобретении детьми коллективного и свободного самодеятельного характера, постоянно находиться в центре внимания педагогов.
Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка. Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, необходимо учитывать в подборе материала.
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в предметно – манипулятор деятельности, представляя собой простое, «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категории предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в виды ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути. Присоединяющиеся к действию образ – символ и слово позволяют ребенку путем внешнего – «действенного» - экспериментирования с вещами к вербальному познавательному поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях, об отношениях вещей. К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мативами : осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое и упорядочить свои представления о какой – либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать нормативно - знаковые средства (письменность, математические числовые знаки,которые обеспечивают дальнейший переход к исследованию во внутреннем мысленном процессе, этот процесс вычленения познавательно – исследовательской деятельности тесно связаны с этапами развития детского мышления в онтогенезе: от наглядно – действенного к наглядно – образному и элементарному логическому мышлению.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления.