Получи документы

Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием.

Оксана Насонова
Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием.
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с Введение.

Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Проблема построения системы коррекционной работы встала передо мной в 1989 году одновременно с открытием в детском учреждении №19 группы для детей с патологией развития органа зрения и с началом моей педагогической деятельности.

Публикация «Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием,» размещена в разделах

В этот период коллектив педагогов впервые открытой коррекционной группы испытывал недостаток ресурсов для построения коррекционной работы:

1) недостаточная теоретическая база для осуществления коррекции и компенсации нарушенного у детей зрения (в связи с тем, что у меня как у специалиста имелось к тому времени только незаконченное высшее дефектологическое образование, отсутствие специальной литературы;

2) отсутствие специальной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения;

3) отсутствие специальных наглядных и методических пособий, отвечающих необходимым требованиям зрительной работы.

Таким образом, передо мной, как учителем-дефектологом, остро встала необходимость построения коррекционно-развивающей среды и системы коррекционной работы.

Мероприятия и задачи по созданию системы

коррекционной работы в группе для детей

с амблиопией и косоглазием

1. Изучение контингента детей коррекционной группы и определение основной задачи коррекционной работы.

Опираясь на взаимосвязь с врачом-окулистом, журнал «Дефектология», некоторые теоретические и практические материалы, полученные мной за 3 года обучения на отделении тифлопедагогики дефектологического факультета, я начала свою работу с изучения контингента детей коррекционной группы и определения основной задачи в работе с детьми с амблиопией и косоглазием. Для этого поставила перед собой задачи:

- определить остроту зрения и диагноз по зрению каждого ребенка;

- определить сопутствующие заболевания и группу здоровья ребенка;

- изучить уровень развития зрительного восприятия у детей;

- выявить вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения:

нарушения речи, ориентировки в пространстве, осанки,

отклонения в эмоциональной сфере; уровень развития

предметных представлений;

- определить, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок.

С целью диагностики разработала методику обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Она включает в себя обследование восприятия цвета, формы, величины, пространственных представлений у дошкольников. Главной задачей в работе с детьми определила следующее: коррекция дефекта зрения и восстановление зрительных функций до нормы, а также компенсация вторичных отклонений, связанных с нарушением зрения.

Постепенно совершенствуя систему обследования детей с амблиопией и косоглазием, я включила в нее следующие разделы:

- изучение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления,

- обследование уровня развития речи (звукопроизношения и связной речи,

- обследование сформированности мелкой моторики,

- выявление отклонений в эмоционально-личностной сфере каждого ребенка.

Полученные результаты заношу в тетрадь обследования.

2. Создание предметно-развивающей среды.

Одновременно с изучением контингента детей я совместно с воспитателями группы начала работу по созданию предметно-развивающей среды, отвечающей необходимым гигиеническим требованиям и принципу: «Не навреди!». Мною были поставлены следующие задачи:

- определить основные формы организации коррекционной

работы;

- четко сформулировать гигиенические требования к

организации педагогического процесса: определить количество

подгрупповых и индивидуальных занятий в течение дня, время

проведения каждого занятия, правила зрительной работы,

правила рассаживания детей на занятии;

- изготовить наглядные пособия, отвечающие требованиям зрительной работы детей с нарушенным зрением.

Опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и свои знания психолого-физиологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием, на первом этапе своей педагогической деятельности я определила основной формой организации коррекционной работы подгрупповые и индивидуальные занятия. В дальнейшем, накапливая теоретический и практический материал, приобретая опыт, понимая, что игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, все больше включала в работу игровые задания, упражнения и игры. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения стала занимать одно из ведущих мест в коррекционной работе. Я разработала серии игр по:

- психогимнастике,

- развитию ориентировки в пространстве,

- по развитию психических функций.

С опорой на книги М. И. Земцовой «Учителю о детях с

нарушением зрения» и на уже имеющиеся теоретические сведения я

сформулировала определенные гигиенические требования к

организации педагогического процесса в группе для детей с

нарушением зрения.

За весь период работы специализированной группы кабинет

дефектолога пополнился большим количеством наглядно-

дидактического материала, в основном, изготовленного своими

руками.

.

3. Определение видов коррекционных занятий на

начальном этапе работы.

Изучив уровень развития и возможности личности ребенка, определив, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок, я сделала вывод, что у детей с амблиопией и косоглазием надо развивать:

- зрительное восприятие как сложный психический процесс (зрительные сенсорные эталоны цвета, формы, величины; восприятие пространственных представлений и восприятие сюжетного изображения);

- представления об окружающих предметах : овощах и фруктах, растениях, животных и птицах, транспорте, одежде;

- умение ориентироваться в пространстве;

- умение правильно произносить звуки речи;

- осязание и мелкую моторику;

- общую моторику;

- коммуникативные умения и навыки;

- психические процессы: внимание, память, мышление.

Так как на начальном этапе работы из методического материала у меня имелись только примерные конспекты занятий по

формированию предметных представлений, развитию зрительного

восприятия, развитию ориентировки в пространстве, исправлению

неправильного звукопроизношения, то и до 1996 года проводились

только такие виды занятий. Остальные отклонения в развитии

детей с нарушенным зрением корректировались путем

использования отдельных, еще не приведенных в систему, игр и

упражнений.

В 1996 году имеющиеся виды подгрупповых занятий я распределила по лексическим темам в соответствии с темами общеобразовательных занятий таким образом, что в течение изучения одной лексической темы (одна – две недели) происходило формирование и предметных представлений, и сенсорных эталонов, и ориентировки в пространстве (Приложение 4). Таким образом, учитывая количество лексических тем, которые необходимо изучить в течение года, я смогла определиться и с количеством имеющихся видов подгрупповых коррекционных занятий в учебном году:

- Формирование предметных представлений – 26

- Развитие зрительного восприятия – 33

- Развитие ориентировки – 14

Количество этих видов занятий до настоящего момента,

практически, остается неизменным.

4. Установление взаимосвязи с воспитателями специализированной группы.

С момента распределения видов коррекционных занятий по лексическим темам установилась более тесная взаимосвязь дефектолога с воспитателями, которая до этого выражалась лишь в отдельных рекомендациях для воспитателей по организации

коррекционной работы. Изученный на коррекционном занятии по ФПП материал стал закрепляться на общеобразовательных

занятиях по ознакомлению с окружающим и по развитию речи. Рекомендации для воспитателей по закреплению темы и проведению индивидуальной работы заносятся в «Тетрадь связи».

Некоторые рекомендации для воспитателей отражены в.

5. Изучение и внедрение в работу специальной программы. Определение основных направлений коррекционной работы.

В 1997 году вышла в свет Программа «Коррекционная работа в детском саду» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Программой были определены следующие направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия;

- социально-бытовая ориентировка;

- коррекция нарушений речи;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- ориентировка в пространстве.

Программа Л. И. Плаксиной очень помогла в создании системы коррекционной работы. В соответствии с Программой, к уже имеющимся видам занятий я добавила подгрупповое занятие по развитию осязания и мелкой моторики, беседы по развитию социально-бытовой ориентировки, коррегирующую гимнастику, индивидуальное занятие по формированию правильной осанки. Программа помогла более четко определить цели и задачи, формы организации, виды занятий, их количество по каждому направлению коррекционной работы. Но, кроме программных занятий, я разработала серию занятий по психогимнастике.

6. Построение перспективного и календарного планов коррекционной работы.

Такое большое количество видов коррекционных занятий очень

трудно было распределить по дням недели. Но, я постоянно

совершенствовала форму и сетки перспективного и календарного

планирования.

7. Установление взаимосвязи с родителями воспитанников.

Работа с родителями является важным условием воспитания

детей с нарушенным зрением. Большое значение имеет

информационно-просветительская работа среди родителей. Я, как

учитель-дефектолог использовала и продолжаю использовать

разные формы работы с родителями. Это:

- индивидуальные консультации и показ приемов коррекции зрительного восприятия, речи, психических функций, эмоциональных состояний и др. ;

- информация в уголке для родителей;

- папка «Связь с родителями» (вопросы и ответы);

- выступления на родительских собраниях;

- анкетирование.

Также, разработала серию консультаций для родителей «Беседы с дефектологом», в которых в живой и доступной форме знакомлю родителей с некоторыми понятиями (пальминг, косоглазие,

предлагаю небольшой комплекс гимнастики для глаз, для

тренировки мимики, рассказываю о пользе свечи, даю совет – как

сохранить зрение.

8. Поиск новых приемов и методов, сохраняющих здоровье. Интегративный компонент в образовательном процессе.

В результате наблюдения за свободной и учебной деятельностью детей нашей группы, анализа своей работы я сделала вывод, что проблема учебных перегрузок не обошла и нашу группу. И, в связи с этим назрела необходимость в поиске новых приемов и методов, сохраняющих здоровье воспитанников.

Опираясь на опыт Редько Л. А. по использованию игровых ситуаций на занятиях, я в 1999-2000 учебном году работала по теме: «Игра и живое слово как средство активизации детей на коррекционном занятии». Итогом изучения этой темы стал подбор практического материала (загадок, стихотворений, игр) по лексическим темам и включение в конспекты коррекционных занятий игр, игровых ситуаций и живого слова.

Также, с целью охраны зрения и общего здоровья детей, обратила особое внимание на включение в каждое коррекционное занятие динамических пауз, физкультминуток или зрительных упражнений.

Занимаюсь подборкой физкультминуток по каждой лексической теме.

Кроме этого разработала и включила в систему работы серию игр на развитие внимания, памяти, мышления и серию психогимнастических игр.

С целью снижения эмоциональных и умственных нагрузок детей

возникла необходимость создания проекта, который помог бы

разрешить хотя бы в какой-то степени проблему учебных

перегрузок. Особенно негативно большие учебные нагрузки и

сокращение времени на игру сказывается на детях с

ограниченными возможностями. В частности, на детях с

нарушением зрения, в группе для которых мы работаем.

Вторичными отклонениями у детей с нарушением зрения

являются: снижение двигательной активности и нарушение осанки.

А увеличение времени занятий и уменьшение времени на

свободные активные игры усугубляет эти отклонения в

двигательной сфере, что неблагоприятно влияет на общее

физическое здоровье детей. Совместно с воспитателями группы мы

решили использовать интегративный компонент в

образовательном процессе для снижения умственных и физических

нагрузок на детей. Проект был так и назван «Интегративный

компонент в образовательном процессе как фактор решения

проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».

Для реализации главной цели проекта нами были поставлены

следующие задачи:

1. Объединить некоторые виды занятий и заменить некоторые из

них играми. Таким образом, более полно реализовать право ребенка

на ведущий вид деятельности – игру.

2. Высвободить в режиме дня время для свободной деятельности

детей за счет замены некоторых занятий игрой, учитывая, что

игра должна быть по времени короче занятия.

Мы выделили следующие этапы работы над проектом:

1. Обследование уровня физического развития и наблюдение за

физическим и эмоциональным состоянием детей. Этот этап

был рассчитан на сентябрь 2004 года. Результаты обследования

показали низкий уровень физического развития, эмоциональную

закомплексованность наших воспитанников в начале года.

2. Распределение программных задач по видам занятий, их

интеграция и разработка серий игр по данным разделам. Это

этап завершили к концу 2004-2005 учебного года.

3. Систематизация материала и его внедрение в работу.

Объектом интеграции стали занятия:

1) Занятия воспитателя по ознакомлению с

окружающим и социальной

действительностью.

2) Коррекционные занятия дефектолога по

формированию предметных

представлений.

3) Занятия воспитателя по формированию

элементарных математических

представлений.

4) Коррекционные занятия дефектолога по

ориентировке в пространстве.

Как же происходило это объединение?

1) Из занятий по ознакомлению с окружающим и социальной

действительностью мы выделили основные обучающие

задачи, которыми дополнили коррекционные занятия по

формированию предметных представлений.

2) Разработали серию игр по закреплению представлений об

окружающем и социальной действительности.

3) Из коррекционных занятий по ориентировке в пространстве выделили коррекционные задачи, которые включили в

занятия по формированию элементарных математических

представлений.

4) Систематизировали игры по развитию ориентировки в пространстве.

Таким образом, за счет интеграции:

1) количество занятий уменьшилось, а количество игр

увеличилось;

2)в режиме в первую половину дня на свободную

деятельность детей вместо двадцати минут отведено около

одного часа.

В результате реализации проекта коллектив нашей

специализированной группы смог более полно реализовать право

ребенка на ведущий вид деятельности; способствовать

снижению учебных перегрузок, сохранению физического и

эмоционального здоровья детей.

Таким образом, используя здоровьесберегающие приемы и учитывая когнитивные и креативные аспекты деятельности в своей работе, я реализую принцип здоровьесбережения и здоровьеразвития.

Моя педагогическая концепция.

Концепцию своей педагогической деятельности я, конечно, выделила для себя не сразу, а в процессе работы над проблемой создания системы коррекционной работы. Толчком к формулировке концепции моей педагогической деятельности послужила работа над проектом «Интегративный компонент в образовательном процессе

как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».

Подводя итог большому этапу своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что четкость и систематичность в работе педагога помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и педагога и способствует сохранению их здоровья. В этом и состоит суть моей педагогической концепции.

Принципы коррекционной работы.

Подводя итог описанию системы коррекционной работы, можно еще раз выделить основные ее принципы, которые являются ее теоретической основой:

1. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности процесса обучения и воспитания.

2. Принцип здоровьесбережения.

3. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

4. Принцип взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями группы.

5. Принцип комплексного подхода.

6. Тематический принцип в обучении.

7. Принцип преемственности детского сада и школы.

Главная цель и результаты работы.

Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы: воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Но что же мы понимаем под словом здоровье?

В настоящее время насчитывается около 40 определений здоровья.

Например, всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех аспектов может дать здорового полноценного человека. В современном обществе интеллектуальный квадрант слишком развит, зато эмоциональный наиболее ослаблен. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты здоровья.

Одним из лучших определений здоровья считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и

охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Эти определения я учитываю, воспитывая и обучая ребят с отклонениями в развитии.

Конечно, не во всех случаях получается желаемый результат, так как мы имеем дело с особым контингентом детей, имеющим особенности в психофизическом развитии и, порой, очень сложный комплекс дефектов: нарушение зрения может сочетаться с отклонениями речи, в эмоционально-волевой сфере и с другими вторичными отклонениями. Но, как правило, выпускники нашей группы выходят из детского сада подготовленными к обучению в школе: с высоким уровнем развития психических процессов и психологической и эмоциональной готовности к школьному обучению, с уже сформированными навыками учебной деятельности, необходимыми для начала обучения (подготовленная к письму рука, усидчивость, трудолюбие и др.).

___

Завершая описание системы своей работы, хочется отметить, что моя педагогической деятельность отражает мое жизненное кредо: «Чистота – залог здоровья…Порядок прежде всего!» В эти слова из детского мультфильма я вкладываю глубокий смысл. Ведь, чтобы быть здоровым, человек должен быть чист и порядочен во всем – в своем теле, в жилище, в мыслях и деятельности, в отношениях с другими людьми. Все это я и стараюсь развивать в себе, в своем ребенке и в своих воспитанниках.

Публикации по теме:

Мои статьи Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяет формировать.

Таблица: «Результаты логопедического обследования» Эта таблица для начинающих логопедов (таких как Я,удобно планировать индивидуальную работу, сразу видно какие недостатки необходимо корректировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием.
Опубликовано: 24 мая 2013 в 19:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием.» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Насонова (УИ 107766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД