Оксана Насонова
Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием.
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с Введение.
Основным опытом своей многолетней педагогической деятельности я считаю создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием. Проблема построения системы коррекционной работы встала передо мной в 1989 году одновременно с открытием в детском учреждении №19 группы для детей с патологией развития органа зрения и с началом моей педагогической деятельности.
Публикация «Создание системы коррекционной работы в группе для детей с амблиопией и косоглазием,» размещена в разделах
В этот период коллектив педагогов впервые открытой коррекционной группы испытывал недостаток ресурсов для построения коррекционной работы:
1) недостаточная теоретическая база для осуществления коррекции и компенсации нарушенного у детей зрения (в связи с тем, что у меня как у специалиста имелось к тому времени только незаконченное высшее дефектологическое образование, отсутствие специальной литературы;
2) отсутствие специальной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения;
3) отсутствие специальных наглядных и методических пособий, отвечающих необходимым требованиям зрительной работы.
Таким образом, передо мной, как учителем-дефектологом, остро встала необходимость построения коррекционно-развивающей среды и системы коррекционной работы.
Мероприятия и задачи по созданию системы
коррекционной работы в группе для детей
с амблиопией и косоглазием
1. Изучение контингента детей коррекционной группы и определение основной задачи коррекционной работы.
Опираясь на взаимосвязь с врачом-окулистом, журнал «Дефектология», некоторые теоретические и практические материалы, полученные мной за 3 года обучения на отделении тифлопедагогики дефектологического факультета, я начала свою работу с изучения контингента детей коррекционной группы и определения основной задачи в работе с детьми с амблиопией и косоглазием. Для этого поставила перед собой задачи:
- определить остроту зрения и диагноз по зрению каждого ребенка;
- определить сопутствующие заболевания и группу здоровья ребенка;
- изучить уровень развития зрительного восприятия у детей;
- выявить вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения:
нарушения речи, ориентировки в пространстве, осанки,
отклонения в эмоциональной сфере; уровень развития
предметных представлений;
- определить, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок.
С целью диагностики разработала методику обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Она включает в себя обследование восприятия цвета, формы, величины, пространственных представлений у дошкольников. Главной задачей в работе с детьми определила следующее: коррекция дефекта зрения и восстановление зрительных функций до нормы, а также компенсация вторичных отклонений, связанных с нарушением зрения.
Постепенно совершенствуя систему обследования детей с амблиопией и косоглазием, я включила в нее следующие разделы:
- изучение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления,
- обследование уровня развития речи (звукопроизношения и связной речи,
- обследование сформированности мелкой моторики,
- выявление отклонений в эмоционально-личностной сфере каждого ребенка.
Полученные результаты заношу в тетрадь обследования.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Одновременно с изучением контингента детей я совместно с воспитателями группы начала работу по созданию предметно-развивающей среды, отвечающей необходимым гигиеническим требованиям и принципу: «Не навреди!». Мною были поставлены следующие задачи:
- определить основные формы организации коррекционной
работы;
- четко сформулировать гигиенические требования к
организации педагогического процесса: определить количество
подгрупповых и индивидуальных занятий в течение дня, время
проведения каждого занятия, правила зрительной работы,
правила рассаживания детей на занятии;
- изготовить наглядные пособия, отвечающие требованиям зрительной работы детей с нарушенным зрением.
Опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и свои знания психолого-физиологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием, на первом этапе своей педагогической деятельности я определила основной формой организации коррекционной работы подгрупповые и индивидуальные занятия. В дальнейшем, накапливая теоретический и практический материал, приобретая опыт, понимая, что игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, все больше включала в работу игровые задания, упражнения и игры. Таким образом, игра как форма организации обучения и воспитания детей с нарушением зрения стала занимать одно из ведущих мест в коррекционной работе. Я разработала серии игр по:
- психогимнастике,
- развитию ориентировки в пространстве,
- по развитию психических функций.
С опорой на книги М. И. Земцовой «Учителю о детях с
нарушением зрения» и на уже имеющиеся теоретические сведения я
сформулировала определенные гигиенические требования к
организации педагогического процесса в группе для детей с
нарушением зрения.
За весь период работы специализированной группы кабинет
дефектолога пополнился большим количеством наглядно-
дидактического материала, в основном, изготовленного своими
руками.
.
3. Определение видов коррекционных занятий на
начальном этапе работы.
Изучив уровень развития и возможности личности ребенка, определив, в какой коррекции или компенсации нуждается каждый ребенок, я сделала вывод, что у детей с амблиопией и косоглазием надо развивать:
- зрительное восприятие как сложный психический процесс (зрительные сенсорные эталоны цвета, формы, величины; восприятие пространственных представлений и восприятие сюжетного изображения);
- представления об окружающих предметах : овощах и фруктах, растениях, животных и птицах, транспорте, одежде;
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение правильно произносить звуки речи;
- осязание и мелкую моторику;
- общую моторику;
- коммуникативные умения и навыки;
- психические процессы: внимание, память, мышление.
Так как на начальном этапе работы из методического материала у меня имелись только примерные конспекты занятий по
формированию предметных представлений, развитию зрительного
восприятия, развитию ориентировки в пространстве, исправлению
неправильного звукопроизношения, то и до 1996 года проводились
только такие виды занятий. Остальные отклонения в развитии
детей с нарушенным зрением корректировались путем
использования отдельных, еще не приведенных в систему, игр и
упражнений.
В 1996 году имеющиеся виды подгрупповых занятий я распределила по лексическим темам в соответствии с темами общеобразовательных занятий таким образом, что в течение изучения одной лексической темы (одна – две недели) происходило формирование и предметных представлений, и сенсорных эталонов, и ориентировки в пространстве (Приложение 4). Таким образом, учитывая количество лексических тем, которые необходимо изучить в течение года, я смогла определиться и с количеством имеющихся видов подгрупповых коррекционных занятий в учебном году:
- Формирование предметных представлений – 26
- Развитие зрительного восприятия – 33
- Развитие ориентировки – 14
Количество этих видов занятий до настоящего момента,
практически, остается неизменным.
4. Установление взаимосвязи с воспитателями специализированной группы.
С момента распределения видов коррекционных занятий по лексическим темам установилась более тесная взаимосвязь дефектолога с воспитателями, которая до этого выражалась лишь в отдельных рекомендациях для воспитателей по организации
коррекционной работы. Изученный на коррекционном занятии по ФПП материал стал закрепляться на общеобразовательных
занятиях по ознакомлению с окружающим и по развитию речи. Рекомендации для воспитателей по закреплению темы и проведению индивидуальной работы заносятся в «Тетрадь связи».
Некоторые рекомендации для воспитателей отражены в.
5. Изучение и внедрение в работу специальной программы. Определение основных направлений коррекционной работы.
В 1997 году вышла в свет Программа «Коррекционная работа в детском саду» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Программой были определены следующие направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия;
- социально-бытовая ориентировка;
- коррекция нарушений речи;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- ориентировка в пространстве.
Программа Л. И. Плаксиной очень помогла в создании системы коррекционной работы. В соответствии с Программой, к уже имеющимся видам занятий я добавила подгрупповое занятие по развитию осязания и мелкой моторики, беседы по развитию социально-бытовой ориентировки, коррегирующую гимнастику, индивидуальное занятие по формированию правильной осанки. Программа помогла более четко определить цели и задачи, формы организации, виды занятий, их количество по каждому направлению коррекционной работы. Но, кроме программных занятий, я разработала серию занятий по психогимнастике.
6. Построение перспективного и календарного планов коррекционной работы.
Такое большое количество видов коррекционных занятий очень
трудно было распределить по дням недели. Но, я постоянно
совершенствовала форму и сетки перспективного и календарного
планирования.
7. Установление взаимосвязи с родителями воспитанников.
Работа с родителями является важным условием воспитания
детей с нарушенным зрением. Большое значение имеет
информационно-просветительская работа среди родителей. Я, как
учитель-дефектолог использовала и продолжаю использовать
разные формы работы с родителями. Это:
- индивидуальные консультации и показ приемов коррекции зрительного восприятия, речи, психических функций, эмоциональных состояний и др. ;
- информация в уголке для родителей;
- папка «Связь с родителями» (вопросы и ответы);
- выступления на родительских собраниях;
- анкетирование.
Также, разработала серию консультаций для родителей «Беседы с дефектологом», в которых в живой и доступной форме знакомлю родителей с некоторыми понятиями (пальминг, косоглазие,
предлагаю небольшой комплекс гимнастики для глаз, для
тренировки мимики, рассказываю о пользе свечи, даю совет – как
сохранить зрение.
8. Поиск новых приемов и методов, сохраняющих здоровье. Интегративный компонент в образовательном процессе.
В результате наблюдения за свободной и учебной деятельностью детей нашей группы, анализа своей работы я сделала вывод, что проблема учебных перегрузок не обошла и нашу группу. И, в связи с этим назрела необходимость в поиске новых приемов и методов, сохраняющих здоровье воспитанников.
Опираясь на опыт Редько Л. А. по использованию игровых ситуаций на занятиях, я в 1999-2000 учебном году работала по теме: «Игра и живое слово как средство активизации детей на коррекционном занятии». Итогом изучения этой темы стал подбор практического материала (загадок, стихотворений, игр) по лексическим темам и включение в конспекты коррекционных занятий игр, игровых ситуаций и живого слова.
Также, с целью охраны зрения и общего здоровья детей, обратила особое внимание на включение в каждое коррекционное занятие динамических пауз, физкультминуток или зрительных упражнений.
Занимаюсь подборкой физкультминуток по каждой лексической теме.
Кроме этого разработала и включила в систему работы серию игр на развитие внимания, памяти, мышления и серию психогимнастических игр.
С целью снижения эмоциональных и умственных нагрузок детей
возникла необходимость создания проекта, который помог бы
разрешить хотя бы в какой-то степени проблему учебных
перегрузок. Особенно негативно большие учебные нагрузки и
сокращение времени на игру сказывается на детях с
ограниченными возможностями. В частности, на детях с
нарушением зрения, в группе для которых мы работаем.
Вторичными отклонениями у детей с нарушением зрения
являются: снижение двигательной активности и нарушение осанки.
А увеличение времени занятий и уменьшение времени на
свободные активные игры усугубляет эти отклонения в
двигательной сфере, что неблагоприятно влияет на общее
физическое здоровье детей. Совместно с воспитателями группы мы
решили использовать интегративный компонент в
образовательном процессе для снижения умственных и физических
нагрузок на детей. Проект был так и назван «Интегративный
компонент в образовательном процессе как фактор решения
проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».
Для реализации главной цели проекта нами были поставлены
следующие задачи:
1. Объединить некоторые виды занятий и заменить некоторые из
них играми. Таким образом, более полно реализовать право ребенка
на ведущий вид деятельности – игру.
2. Высвободить в режиме дня время для свободной деятельности
детей за счет замены некоторых занятий игрой, учитывая, что
игра должна быть по времени короче занятия.
Мы выделили следующие этапы работы над проектом:
1. Обследование уровня физического развития и наблюдение за
физическим и эмоциональным состоянием детей. Этот этап
был рассчитан на сентябрь 2004 года. Результаты обследования
показали низкий уровень физического развития, эмоциональную
закомплексованность наших воспитанников в начале года.
2. Распределение программных задач по видам занятий, их
интеграция и разработка серий игр по данным разделам. Это
этап завершили к концу 2004-2005 учебного года.
3. Систематизация материала и его внедрение в работу.
Объектом интеграции стали занятия:
1) Занятия воспитателя по ознакомлению с
окружающим и социальной
действительностью.
2) Коррекционные занятия дефектолога по
формированию предметных
представлений.
3) Занятия воспитателя по формированию
элементарных математических
представлений.
4) Коррекционные занятия дефектолога по
ориентировке в пространстве.
Как же происходило это объединение?
1) Из занятий по ознакомлению с окружающим и социальной
действительностью мы выделили основные обучающие
задачи, которыми дополнили коррекционные занятия по
формированию предметных представлений.
2) Разработали серию игр по закреплению представлений об
окружающем и социальной действительности.
3) Из коррекционных занятий по ориентировке в пространстве выделили коррекционные задачи, которые включили в
занятия по формированию элементарных математических
представлений.
4) Систематизировали игры по развитию ориентировки в пространстве.
Таким образом, за счет интеграции:
1) количество занятий уменьшилось, а количество игр
увеличилось;
2)в режиме в первую половину дня на свободную
деятельность детей вместо двадцати минут отведено около
одного часа.
В результате реализации проекта коллектив нашей
специализированной группы смог более полно реализовать право
ребенка на ведущий вид деятельности; способствовать
снижению учебных перегрузок, сохранению физического и
эмоционального здоровья детей.
Таким образом, используя здоровьесберегающие приемы и учитывая когнитивные и креативные аспекты деятельности в своей работе, я реализую принцип здоровьесбережения и здоровьеразвития.
Моя педагогическая концепция.
Концепцию своей педагогической деятельности я, конечно, выделила для себя не сразу, а в процессе работы над проблемой создания системы коррекционной работы. Толчком к формулировке концепции моей педагогической деятельности послужила работа над проектом «Интегративный компонент в образовательном процессе
как фактор решения проблемы эмоциональных и физических перегрузок детей».
Подводя итог большому этапу своей педагогической деятельности, я сделала вывод, что четкость и систематичность в работе педагога помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и педагога и способствует сохранению их здоровья. В этом и состоит суть моей педагогической концепции.
Принципы коррекционной работы.
Подводя итог описанию системы коррекционной работы, можно еще раз выделить основные ее принципы, которые являются ее теоретической основой:
1. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности процесса обучения и воспитания.
2. Принцип здоровьесбережения.
3. Принцип систематичности и последовательности в обучении.
4. Принцип взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями группы.
5. Принцип комплексного подхода.
6. Тематический принцип в обучении.
7. Принцип преемственности детского сада и школы.
Главная цель и результаты работы.
Выстраивая систему коррекционной работы, я не забывала о главной конечной цели этой работы: воспитание здорового ребенка. Ведь, еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Но что же мы понимаем под словом здоровье?
В настоящее время насчитывается около 40 определений здоровья.
Например, всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех аспектов может дать здорового полноценного человека. В современном обществе интеллектуальный квадрант слишком развит, зато эмоциональный наиболее ослаблен. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты здоровья.
Одним из лучших определений здоровья считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и
охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Эти определения я учитываю, воспитывая и обучая ребят с отклонениями в развитии.
Конечно, не во всех случаях получается желаемый результат, так как мы имеем дело с особым контингентом детей, имеющим особенности в психофизическом развитии и, порой, очень сложный комплекс дефектов: нарушение зрения может сочетаться с отклонениями речи, в эмоционально-волевой сфере и с другими вторичными отклонениями. Но, как правило, выпускники нашей группы выходят из детского сада подготовленными к обучению в школе: с высоким уровнем развития психических процессов и психологической и эмоциональной готовности к школьному обучению, с уже сформированными навыками учебной деятельности, необходимыми для начала обучения (подготовленная к письму рука, усидчивость, трудолюбие и др.).
___
Завершая описание системы своей работы, хочется отметить, что моя педагогической деятельность отражает мое жизненное кредо: «Чистота – залог здоровья…Порядок прежде всего!» В эти слова из детского мультфильма я вкладываю глубокий смысл. Ведь, чтобы быть здоровым, человек должен быть чист и порядочен во всем – в своем теле, в жилище, в мыслях и деятельности, в отношениях с другими людьми. Все это я и стараюсь развивать в себе, в своем ребенке и в своих воспитанниках.