Юлия Школьная
Создание условий для развития творческих способностей, через проектную деятельность в группе
▼ Скачать + Заказать документы
На основе диагностики и изучения методической литературы, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования проектной деятельности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Мной был разработан долгосрочный проект «Волшебство бумаги».С целью выявления влияния нетрадиционных техник работы с бумагой на развитие художественно -творческих способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Создание условий для развития творческих способностей, через проектную деятельность в группе» размещена в разделах
С проектом я выступила на педсовете (13.11.2014г.). Приказом за № 234 от 14.11.2014г. проект был утвержден.
Проект художественно-эстетического направления.
Участниками проекта стали :
- Воспитанники средней дошкольной группы ДОУ;
- Родители, законные представители;
- Воспитатель средней дошкольной группы Школьная Ю. Ю.
Были поставлены задачи проекта : Обучающие, развивающие, воспитательные.
Проект состоит из трех этапов:
1этап. Организационно-подготовительный где нами была выбрана тема проекта, изучена методическая литература, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетили сайты, где проанализировали многообразие техник работы с бумагой, выявили нетрадиционные для дошкольного образования.
Выяснили уровень развития творческих способностей детей; через диагностику.
Разработали перспективный план.
Создали библиографический справочник по данной теме.
2. На втором этапе, подобрали художественное слово; пальчиковую гимнастику, дидактические игры; необходимые для развития мелкой моторики и творчества детей.
Внедрили в занятия по аппликации и ручному труду нетрадиционные техники; такие как «мозаичная аппликация», «бумажный комочек», «бумажная петля», и т. д.
Нами были внесены коррективы в план работы с детьми. Занятия проводили групповые и индивидуальные.
Для создания предметно- пространственной среды, нами был создан уголок творчества.
В работе использовался иллюстративный материал для наглядности; закупили материал для работы: цветной картон, цветная бумага, креповая бумага, фетр, наборы для творчества.
3. Так как проект долгосрочный заключительный этап будет проведен в июле 2015 года.
В ходе проекта ребята средней группы заинтересовались бумагой, проявили любознательность и нами был проведен детский мини проект о видах бумаги, (Газетная, писчая, оберточная и т. д). Мини-проект «Вторая жизнь-бумаги». Детям понравилось выступать перед другими детьми и представлять ту информацию, которую они смогли самостоятельно или с помощью взрослых найти в различных источниках.
Мини-проект «Волшебная коробочка»
В группу детского сада была внесена красивая, яркая коробка, содержащая разнообразные материалы (цветную бумагу, разноцветные лоскуты, нитки, ленты, трубочки для коктейля, картинки для раскрашивания и т. п.).
Яркая коробка не могла не привлечь к себе внимание детей, которые с трудом усидели, до конца завтрака. Как только у них появилась возможность увидеть материалы, собранные в ней, дети на перебой стали спрашивать, чем они сегодня будут заниматься вместе с воспитателем? Воспитанникам было дано такое задание: «Можно сделать все, что захочется», дети сначала растерялись, но вскоре стали перебирать содержимое коробки и обсуждать что может, что из чего может получиться.
Девочки разрезали мягкие, разноцветные трубочки для напитков и нанизали их на ленты получились бусы, браслеты, ободки на голову. Потом они решили организовать игру в магазин. Была оформлена витрина, дети нарисовали деньги и торговля драгоценностями началась….
Мальчики решили из трубочек и цветной бумаги сделать флажки. Флажки украсили рисунками, наклейками, картинками. Ребята взяли флажки с собой на прогулку и украсили ими снежный городок.
В результате стало заметно, желание детей участвовать в совместной деятельности.
Проект «Восьмое марта праздник мам, тук-тук стучится в двери к нам»
Основные осваиваемые задачи в ходе реализации проекта образовательные области, а так же задачи, которые позволяют решить проект (соответствуют задачам по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».) :
- Художественно-эстетические (продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности детей; побуждать к активному использованию разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных идей; развивать индивидуальные склонности и задатки; воспитывать потребность создавать красивое и украшать ими помещение дошкольного образовательного учреждения, дарить близким).
- Социально-коммуникативное развитие (Побудить к участию выполнения обязанностей в процессе подготовки праздника; воспитывать внимательное и заботливое отношение к сверстникам; способствовать стремлению учувствовать в коллективной трудовой деятельности, учить помогать сверстникам, умение со радоваться; учить согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, как действовать в соответствии с намеченным планом).
Время на подготовку и презентацию проекта : 3 дня.
Организация деятельности детей : Беседа в свободное от занятий и режимных моментов время; подготовка к празднику (Художественно-эстетическая деятельность детей) – в Свободное от занятий и режимных моментов время (некоторые виды деятельности были реализованы на занятиях).
Дети дошкольного возраста любят отмечать праздники, но еще больше они любят участвовать в их подготовке. Международный женский день 8 Марта -замечательный повод для того, чтобы задействовать творческий потенциал каждого ребенка. Дети смогли попробовать себя в различных, для себя привлекательных ролях: для подготовки праздника нам понадобились и художники, и декораторы, и даже «повара».
День 1. Подготовительный этап проекта.
На данном этапе мы рассказали детям о предстоящем событии «8 марта», договорились о распределении ролей и обязанностей. Праздник можно готовить всем вместе для мам, а можно готовить для девочек группы (в таком случае педагог беседует не со всей группой, а небольшими группами детей)
-Дорогие ребята! Какой ваш праздник самый любимый? Расскажите мне, по очереди. А почему? Что вам больше всего нравится в праздновании праздника? Подарки? Получать или дарить? Вкусный торт? Игры и конкурсы? Сюрпризы? Скоро у наших мам, бабушек и
девочек будет праздник «Международный женский день 8марта». Давайте устроим праздник для наших мам и бабушек, им радостно будет провести этот день играя и общаясь с вами. Что нам понадобится для того, чтобы устроить мамам и бабушкам праздник?
Дети: Сладости! Воздушные шарики! Открытки! Подарки!
- Молодцы! Как это будет здорово! Однако нам необходимо многое сделать. У нас с вами три дня чтобы подготовить праздник. Давайте сделаем так: каждый возьмется за какое-то одно дело, которое ему кажется интересным. Нам понадобится большая поздравительный плакат. Кто у нас будет рисовать? Мия и Геля вы можете взять к себе еще кого-нибудь в команду. А вы знаете что подарить можно не только вещь, но и песню или стихотворение? Кто-нибудь хочет подарить такой подарок? А умеет ли кто-нибудь готовить? Нам нужно будет сделать праздничный стол! В помощь можно позвать пап.
После того как обязанности были распределены, мы спросили, что еще можно сделать чтобы порадовать мам и бабушек. Дети предложили украсить помещение группы воздушными шариками и самодельными гирляндами, организовать игры…. Все предложения необходимо выслушать, а так же зафиксировать на большом листе схематично или картинками – этот лист стал своеобразным планом, которым мы руководствовались в дальнейшем. (Картинки можно рисовать, можно заготовить заранее тогда получится своеобразный коллаж. Рядом с каждой картинкой следует приклеить картинки тех детей, которые выразили желание участвовать в той или иной деятельности. Например, рисуем или прикрепляем изображение открытки, а рядом картинки со шкафчиков детей которые вызвались нарисовать ее.
В заключении проводится беседа о том, что именно дети хотят подготовить, что им необходимо для работы, а так же спрашивает нужна ли им помощь.
Вопросы для беседы с группой «художников» :
-Открытка будет большой или маленькой?
-Что на ней можно изобразить, или наклеить?
-Кто из ребят будет рисовать или приклеивать те или иные детали?
-Когда дети хотят начать работу?
-Какие материалы нужны для создания открытки?
Воспитатель совместно с детьми собирает необходимые материалы- бумагу, краски, фломастеры, клей, цветной картон, ножницы, ленты…. Складывает в удобное для детей место.
Подобные вопросы готовятся всем подгруппам.
Вопросы для беседы с детьми которые готовят угощения.
-Как можно украсить стол? Можно ли украсить стол самодельными цветами, салфетками?
-Какое угощение дети смогут сделать своими руками?
К сожалению, в наших детских садах дети не принимают участие в приготовлении пищи (детей привлекают к процессу подготовки к трапезе – дежурные накрывают на стол, убирают со стола). В большинстве групп нет условий для того чтобы устраивать такие дни. Однако,
готовясь к празднику, дети могут принять участие в создании миниатюрных бутербродов, в украшении вареньем и шоколадом печенья.
День 2. Реализация проекта.
В удобное время педагог инициирует детей к выполнению тех видов деятельности, которые они выбрали. Подарки для мам и бабушек можно на занятии по изобразительному искусству. В этот день дети готовят плакат для украшения, гирлянды, украшают помещение шариками, цветами, отрепетировать задуманные выступления, (можно на музыкальном занятии совместно с музыкальным руководителем, подготовить украшения для стола.
Украшать помещение лучше вечером – в этой деятельности могут принять участие все дети, следует обсудить как дети хотят украсить группу и коридор.
День 3. Презентация проекта.
Презентация результатов творческой деятельности детей – это непосредственно празднования праздника 8 марта. Дети вручают мамам открытки в подарок, предлагают угощения, поют песни и показывают заготовленные танцы, сценки.
В конце воспитателю необходимо поблагодарить всех детей за участие в организации праздника. Следует отмечать работу каждого ребенка, похвалить за интересные идеи и трудолюбие.
Методические подсказки воспитателям по реализации данного проекта :
1. Дети нуждаются в подсказках о том, какие подарки можно смастерить для мам, поэтому необходимо задать наводящие вопросы:
-что мама любит делать? (Готовить, шить, вязать и т. д.)
2. С помощью вопросов натолкнуть на следующие идеи подарка: самодельная рамка для фото, коробочка для любимого чая, самодельная копилка, карандашница.
3. Необходимо задействовать в подготовке всех детей. Например, можно привлечь детей к созданию оберточной бумаги для подарков. (Дети при помощи вырезанной губки печаток создают узор на большом листе.).
4. Если по каким-то причинам ребенок отказался от определенного вида деятельности необходимо предложить замену, а не укорять его за не сделанную работу. Но и убеждать о необходимости доводить начатое дело до конца.