Шалыго Монявяря Абылкасымовна
Создание условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры.
/ Из опыта работы воспитателя Шалыго М. А. /
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой раз-виваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость и т. д.
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладают игры, придуманные самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Главное назначение этой игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Публикация «Создание условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевые игры делятся на два вида : 1- игра, организованная воспитателем; 2 – игра, организованная самими детьми. Но это не надо понимать, что в младших группах воспитатель организует игры, а старшие - играют самостоятельно. Чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми и, причем на протяжении всего дошкольного возраста. Воспитатель должен занять позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным, в возможности включения и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к сюжетно-ролевым играм они не приемлемы. Чем младше дети, тем главнее роль воспитателя в игре, например: в игре
«Семья» в младших группах воспитатель может сыграть роль мамы или бабушки, а в старших группах - гостья.
Я часто организую с детьми интегрированные игры, т. е. объединяю несколько игр вместе, например: «Семья- Больница», «Семья-Магазин», «Семья- Магазин- Школа».
Считается, что главным условием для увлекательной игры является наличие у детей знаний об окружающих предметах, о событиях и явлениях реального мира. Безусловно, это так, без знаний игра е получится. Но я много лет играю с детьми в сюжетно-ролевые игры и считаю, что одних знаний недостаточно. Случается такое, что у детей и педагогов есть хорошие знания, в группе достаточно атрибутов, но дети не умеют играть, так как воспитатели играют редко и неохотно. Некоторые воспитатели неохотно организуют сюжетно-ролевые игры, считая, что к этой игре нужна большая подготовка. Я считаю, что подготовки не больше, чем к другим видам деятельности, даже может быть проще. С атрибутами не должно быть сейчас проблем, достаточно всяких баночек, коробок, стоит только попросить родителей, они принесут. Конфеты, печенье, пряники, сушки, пирожки можно слепить из соленого теста. В этом случае можно поймать двух зайцев: 1- дети учатся лепить и лепят с удовольствием; 2- дети используют свои труды в игре. Конечно, может слепить и воспитатель, он слепит лучше, чем дети, но дети бережнее будут относиться к своему труду, как мы знаем: чужого труда не жалко, они могут и сломать и бросить, а если сами слепили - другое отношение.
Сюжетно-ролевая игра в течение многих лет для многих педагогов остается проблема-тичной. В чем заключается сложность этой игры? Эти игры сложны своей непредсказуемостью. Если в других видах деятельности мы можем предугадать результат работы, допустим: Аня мо-жет составить хороший творческий рассказ по картине, а Алеша только ответит на вопросы вос-питателя. В сюжетно-ролевых играх мы не можем заранее ничего предугадать. Эти игры и интересны своей непредсказуемостью. В этих играх малоактивные дети могут стать активными, молчаливые - разговорчивыми, и наоборот, очень активный ребенок может играть спокойно. При распределении ролей нужно учитывать то, что дети, на которых надеется воспитатель, могут отказаться от роли или не смогут сыграть эту роль. Роли нельзя навязывать детям, а давать по желанию.
В чем же привлекательность сюжетно- ролевых игр?
1. В том, что эта игра дает большие возможности: мы сможем с детьми побывать там, где в реальной жизни, вряд ли удастся побывать, например: на другой планете или в другой стране. И причем, дети забывают, что это игра, для них все реально.
2. Использование игрушек, предметов-заместителей. Если какого-то предмета нет, можно заменить: кирпичик может заменить хлеб, пирожок, мыло; палочка – ложку, нож, гра-дусник и т. д.
Приведу пример плана подготовки к игре: «Семья», сюжет «День рождения бабушки», во 2 младшей группе:
1. Выбор темы.
2. Продумывание сюжета.
3. Наличие атрибутов и возможность их замены.
4. Предварительная работа с детьми:
- Беседа с детьми на тему: «Что дарят ваши мамы, папы бабушкам на день рождения?»
- НОД на тему «К нам в гости пришла бабушка».
- Заучивание стихотворения о бабушке и пение песен о бабушке.
- Лепка: «Пирожки» из соленого теста».
5. Взаимодействие с родителями: попросить принести семейные фотографии.