Павлова Татьяна
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Каким образом решить эти задачи? Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, я прежде создаю у него положительную обстановку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием.
Первые дни, когда ребенок приходит из дома, попадает в необычный для себя мир, его в новой обстановке, должно что-то заинтересовать, привлечь, стать для него эмоционально-значимым.
Поэтому особое внимание, я уделяю насыщению игрового пространства группы.
Публикация «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (продолжение)» размещена в разделах
Для приближения к домашней обстановке я, с помощью родителей, сшила мягкий матрасик и несколько подушечек (так, чтобы хватило каждому желающему ребенку). Дети с удовольствием прижимают их к себе. Так как часть своего времени, дети проводят на полу, я постаралась сделать более доступными все игрушки. При подборе игрушек я старалась учитывать их яркость, функциональность и значение их для детей. Поэтому при поступлении ребенка в группу я подвожу его к одной из подвижных, звучащих игрушек (киска, каталка с мишками, лошадка-качалка) или надеваю на руку кошечку из «Би-ба-бо» театра и начинаю разговаривать от ее имени. Такие приемы помогают отвлечь ребенка от грустных мыслей, а так же познакомить со всем тем, что будет окружать его во время пребывания в детском саду.
Создать для ребенка атмосферу эмоционального благополучия помогает также речь воспитателя: эмоциональная, положительно-окрашенная, выразительная, с доброй интонацией. Здесь мне очень помогает знание стихов, пестушек, потешек, песенок, загадок для детей этого возраста. Я включаю их в различные режимные моменты, сопровождая их показом иллюстраций. При этом я использую ковролин и игрушки из театров. Внимание у таких маленьких детей долго удерживать трудно, поэтому общение должно проходить в интересной игровой форме, сопровождается положительными эмоциями детей. Чтобы заинтересовать детей я использую куклу Катю – умную девочку, которая в нужный момент подсказать ребенку.
В течении всего времени я работаю над созданием окружающей среды. Во время занятий ковролин превращается то в грядку с овощами, то в сказку.
В уголке ряженых, на цветных крючках развешаны сарафаны, цветные платочки. Дети очень любят наряжаться, веселиться в этих нарядах. Я радуюсь вместе с ними – какие они красивые!
У каждого ребенка есть свои расчески, я учу детей расчесывать сначала кукол, а потом друг друга. Маленькие хозяйки любят постирать салфеточки, простынки, убраться в уголке «семья».
В уголке природы дети наблюдают за растениями. Здесь же стоит аквариум, где дети наблюдают за рыбками. У доктора Айболита маленькие ребятки «лечат» своих животных, кукол и себя.
Дети очень любят играть в куклы. Они гуляют с ними, сажают за стол, в уголке игрушек, «пьют» с ними чай. В группе имеется пальчиковый, настольный, резиновый театр и театр «Би-ба-бо».
При решении задачи формирования чувства уверенности в окружающем, я стараюсь познакомить детей с предметами окружающей действительности. В раннем возрасте ребенок познает мир, действуя с предметами. Он берет игрушку, стучит ею по полу, катает, вертит в руках, пытается взять в рот. Ему все интересно, он хочет все успеть, узнать, увидеть, поиграть. Поэтому я изготовила для детей много игр и пособий на развитие сенсорных способностей. Я знакомлю детей с основными цветами, учу различать большие и маленькие предметы по величине. Дети с удовольствием узнают кубики, башенки, шарики, сравнивают их по цвету, величине и что как шумит. Кроме этого я изготовила дидактические подушки для развития мелкой моторики с застежками, «чудо-дерево» на котором «растут» яблоки.
Действуя со всеми этими предметами, игрушками дети легче воспринимают окружающее их и быстрее привыкают к обстановке в группе.
Все дети раннего возраста приходят из маленькой семьи в большой коллектив группы. Раньше ребенка окружал узкий круг родных: мама, папа, братик или сестренка. Ребенок был центром внимания и все старались угодить ему, выполнить любое его желание. Попадая в детский сад, ребенок сталкивается с новой для него проблемой общения со сверстниками. Оказывается игрушками надо делиться, надо подождать других, когда идешь на прогулку, а сказку воспитатель рассказывает на только тебе… И возникают детские конфликты, капризы – важнейшая проблема адаптации ребенка в детском саду.
Я стараюсь научить их находить их находить общий язык: уметь договориться, поделиться, подождать, показать другому. Для этого я активно использую устное народное творчество и художественную литературу. Дети, на примере сказочных героев, видят эталоны поведения, общения. В народном фольклоре много образных эпитетов, красивых слов, мелодичная интонация. Я показываю детям маленькие инсценировки, например: «К деткам приходит Зайчиха с двумя зайчатами и одной морковкой. Зайчата начинают ссориться – кому достанется морковка». Я спрашиваю у деток, как быть в таком случае. Мы с вместе находим выход: разделить морковку пополам, чтобы досталась обоим зайчатам. На таких примерах дети учатся делиться, договариваться, общаться. Здесь же мне опять помогает и дидактическая кукла Катя. Она приходит в гости к деткам, мы учимся одеваться, правильно умываться и т. д. При этом мы с ней разговаривали. Кукла Катя – сверстник моих деток, поэтому общаясь с ней, дети учатся находить общий язык со сверстниками. Малыш с вниманием и интересом относится к другому ребенку. Он стремится рассмотреть партнера, послушать его, прикоснуться к нему. Он очень эмоционально относится к присутствию ровесника. Он радуется при его появлении, с удовольствием наблюдает за ним, огорчается после его ухода, стремиться привлечь к себе его внимание – предлагает игрушки, улыбается, глядя в глаза, отвечает в ответ на его предложение поиграть вместе, берет предлагаемую ему игрушку.
Считаю очень важной эту задачу для детей раннего возраста, так, как в дальнейшем им предстоит ещё много-много времени общаться со сверстниками и в группах детского сада и в школе.
Попадая в группу детского сада из маленьких помещений (комнат, где не всегда выделено место для игр малыша, ребенок сталкивается с большим пространством, где можно больше двигаться, где больше воздуха, но и больше возможности простудиться. Поэтому в период адаптации ребенка я уделяю особое внимание развитию движений и координации. В группе создан физкультурный уголок. В нем есть дорожка для массажа ступней ног, скамеечка для ходьбы и спрыгивания (держась за руку взрослого).
Собраны пластмассовые мячики, кроме этого есть мягкие разноцветные мячики – это уникальный материал: дети катают их, сбивают кегли, бросают в сетку, а так же, мячи – это дидактический материал по развитию сенсорных способностей. Дети узнают их по цвету, сравнивают (на ощупь) с пластмассовыми, а так же хотят узнать: какой из них катится дальше, какой стукнет громче. Дети очень любят играть в подвижные игры, используя для этого разную атрибутику. В группе сделана небольшая «карусель», на которой «катаются» игрушки. Я предлагаю детям допрыгнуть до цветочка или бегемотика. В группе есть лошадка-качалка, машинки.
Приобщение ребенка к духовной культуре нужно начинать как можно раньше. Дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к театральным постановкам, к музыке, к искусству. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности. Развивая эту деятельность я использую как нетрадиционное, так и традиционные технологии (пластилинография, тестопластика, рисование пальчиком, рисование по крупе, песке, трафареты, штампы).
В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка открываются возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей, развиваются слуховые, зрительные, двигательные анализаторы, побуждая получать новые знания, развивать фантазию, делают ребенка внимательным и усидчивым. Главную роль в этом развитии принадлежит взрослому. От умения эмоционально передать, раскрыть красоту того или иного произведения, природного явления, картины и т. д. взрослым – формируется и чувства прекрасного у ребенка.
Один из самых актуальных вопросов в уходе за ребенком – режим дня. Правильный суточный режим охраняет нервную систему от переутомления. Развитию здоровья ребенка способствует правильная гигиена. Мы учим детей культурно-гигиеническим навыкам. Решая эту задачу, активно работая с родителями, проводятся индивидуальные беседы о режиме дня, о культурно-гигиенических навыках, о рациональной одежде в группе и на улице. Всё раннее дошкольное детство ребенка можно назвать периодом адаптации. У многих родителей ребенок – первый и они порой сталкиваются с трудностями. Для них этот период тоже является адаптивным. Я стараюсь помочь им, советую, как сделать привыкание к детскому саду более легким. Даю рекомендацию о режиме ребенка дома, чему мы учим детей в детском саду и как это можно закреплять дома. Подготовлено много консультаций для родителей на разные темы и выставленные в раздевалке, где родители, ожидая ребенка, могут прочитать их. В своей практике организую встречи с родителя и детьми до поступления в детский сад. Чем раньше ребенок познакомиться с новым помещением, людьми, игрушками, тем больше будет времени у родителей на объяснение, разъяснение. Ведь ребенка пугает все новое незнакомое, так как неизвестно, что его ждет. Для родителей, которые не могут придти заранее познакомиться, создано портфолио группы, где родитель и ребенок могут познакомиться с педагогами, с помощником воспитателя, с развивающей средой группы. Придя в адаптационный период в детский сад ребенок увидит знакомую обстановку и взрослых. Это помогает ребенку быстрее адаптироваться и привыкнуть к детскому саду.
Большое значение имеет готовность родителей помочь воспитателю его сложной работе. Для того, чтобы в дальнейшем советы воспитателя выполнялись родителями, необходимо установить тесную связь с ними. Эта связь осуществляется различными формами: утренним приеме – беседую с мамой и папой ребенка, интересуюсь его поведением дома. Одевая ребенка вечером, рассказываю, как он вел себя в группе, что нового в его развитии. Объясняю родителям, как и чем, будем занимать с детьми, подробно рассказываю о программе занятий. Так же проводятся тематические собрания и консультации. Свою работу с родителями ведем не только при встрече, но и на сайте нашего детского сада, где даём рекомендации, консультации, фото в совместной и свободной деятельности детей. Родители охотно идут на контакт и сотрудничество.
Вся работа дошкольного учреждения позволяет малышам быстрее привыкнуть к новым условиям их жизни, наладить добрые взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создаёт благоприятные условия для развития и воспитания маленьких детей.
Мой педагогический и жизненный опыт, при адаптации детей, может помочь молодым педагогам.