Елена Луцик
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.
Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Говоря о создании здоровьесберегающей среды, мы подразумеваем следующие направления:
Основные направления:
1. Организация жизни ребёнка в ДОУ т. е. режим дня;
2. Обеспечение благоприятной адаптации.
3. Выполнение санитарно – гигиенического режима.
4. Проведения обследования. [/b]
5. Лечебно-профилактические мероприятия; Предупреждение заболеваний: витаминизация «С», релаксация, индивидуальный подход
6. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
7. Создание предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах;
8. Взаимодействие детского сада и семьи;
Предметно-развивающая среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. К ним относятся природная среда, физкультурно - игровые и оздоровительные сооружения, предметно — игровая среда, музыкально-театральная среда.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в группе детского сада. Модели развивающих центров варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на принципы построения предметно - развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые развивающие центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых.
Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются.
Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию. Пространство групп можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. Уменьшение движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Для совершенствования физических качеств в группах и на участках используется нетрадиционное оборудование.
В нашем дошкольном учреждении разработана система общей психологической защиты детей. Она включает в себя:
- организацию режимных моментов, комфортную для психологического состояния детей;
- средства физического воспитания: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия по развитию движений, прогулки, закаливающие процедуры;
-хождение босиком,
-дыхательная гимнастика,
-солнечные и воздушные ванны,
- корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и
осанки, внедрение здоровьесберегающих технологий.
«Тропа здоровья» составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: это коврики резиновые и шерстяные, лотки, наполненные галькой, ребристые доски и мн. др.
-упражнения с элементами психогимнастики,
-упражнения на релаксацию.
Предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.
Педагогический коллектив активно использует предметно-развивающие пространства для успешного осуществления воспитания и обучения дошкольников, т. к. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.
Позиция "не рядом", не "над", а "вместе", позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости существования.
Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающей среды от инфраструктуры до группового помещения информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
Педагоги ведут активную работу по взаимодействию детского сада и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Ярким и радостным событием в жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц для каждого возраста, «Дни здоровья» (ежеквартально).
Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.