Лучший педагог года

Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня

Елена Валеева
Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня

Актуальность исследования специфических особенностей переживания страха и тревожности детьми с аномалиями, в том числе и детьми с речевой патологией, определяется тем, что в ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, и этот процесс, как правило, сопровождается нарушениями эмоциональной сферы, которые, в свою очередь, ведут к появлению страхов.

Публикация «Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня» размещена в разделах

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Дети испытывают страхи чаще, чем мы думаем [4]. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Но детские страхи могут искажать эмоционально – волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается неадекватным образом [2].

Следует различать термины «страх» и «тревога». Тревога парализует волю, мучает, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием [3]. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают» [6]. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них [5].

Целью исследования является изучение специфики переживания страха и тревожности у детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – процесс переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня. Предмет исследования – специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня.

Были выделены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме возникновения страхов и тревожности у детей;

2. Систематизировать знания об ОНР, изучить психолого – педагогическую характеристику детей с ОНР;

3. Исследовать специфику переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа.

Первая часть эксперимента проводилась на базе детского сада № 240 «Теремок» Московского района г. Казани. В экспериментальную группу вошли 10 детей : 6 из которых – мальчики и 4 – девочки. Всем детям на момент проведения эксперимента было 5 полных лет.

Вторая часть эксперимента проводилась на базе детского сада № 283 «Капельки» Вахитовского района г. Казани. Контрольную группу составили 10 детей : где так же 6 детей – мальчики, 4 ребенка – девочки. На момент проведения эксперимента всем детям было 5 полных лет.

Во время проведения экспериментальной работы для выявления специфических особенностей переживания страха и тревожности нами были использованы следующие методики:

1. Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой, цель которой – выявление количества страхов у детей, определение их характера [6].

2. Тест «Выбери нужное лицо», Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена, цель – исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него

жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени [7].

3. Рисуночный тест «Рисунок семьи» А. Л. Венгера, цель – исследование детско – родительских отношений [1].

4. Опросник Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. ,цель – выявление уровня тревожности ребенка [8].

По результатам методики «Страхи в домиках» были выявлены детские страхи в группах дошкольников.

Таблица №1.

Девочки Девочки Мальчики Мальчики

Страхи Контроль-ная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

одиночест-ва 100 % 100% 90 % 90 %

нападения 100 % 0 0 100 %

смерти родителей 100 % 50 % 70 % 0

смерти 100 % 50 % 0 0

страшных снов 100 % 70 % 80 % 70 %

огня 100 % 100 % 70 % 70 %

пожара 100 % 100 % 70 % 70 %

темноты 90 % 80 % 60 % 30%

перед животными 90 % 0 70 % 0

войны 70 % 0 90 % 0

высоты 70 % 100 % 40 % 30%

наказания 60 % 0 90 % 0

перед болью 50 % 0 40 % 0

крови 40 % 100 % 0 30 %

уколов 40 % 100 % 50 % 90 %

чудовищ 0 80 % 60 % 70 %

глубины 0 70 % 0 30%

резких звуков 0 100 % 0 30%

врачей 0 100 % 0 90 %

замкнутого пространст-ва 0 60 % 40 % 0

людей 0 0 0 100 %

детей 0 0 0 100 %

В ходе сравнительного анализа результатов методики были выявлены страхи, которые свойственны детям с ОНР.

В одинаковой степени девочки из обеих групп испытывают страх одиночества, огня, пожара, темноты. Из данных страхов для детей пятилетнего возраста характерен лишь страх пожара. Страх огня у девочек без речевой патологии должен наблюдаться в 60 % случаях. Показатель превышен. Так же превышен показатель страха темноты (на 30 %). Страх одиночества был выявлен в 100 % в обеих группах. Этот страх не является характерным для детей 5 лет. Его нельзя назвать специфическим страхом девочек экспериментальной группы. Его наличие говорит о недостатке внимания со стороны родителей, о неблагополучной обстановке в семьях девочек. Девочки с диагнозом ОНР гораздо меньше бояться смерти родителей, своей смерти. Эти страхи в норме должны проявляться у девочек в 100 % случаев. К специфическим страхам девочек с ОНР III уровня так же относятся : страх чудовищ (превышен на 30 %, и врачей (превышен на 20 %). Девочки с ОНР испытывают так же страхи глубины и резких звуков. Показатели по этим шкалам соответствуют норме. Девочкам экспериментальной группы не присущи следующие страхи, характерные их сверстницам без речевой патологии: нападения, войны, перед болью.

Подводя итог, можно сказать, что девочкам характерны страхи, не присущие девочкам без речевой патологии (страх огня, по отдельным шкалам показатели страхов снижены, по отдельным – превышены. Так же девочкам характерны страхи, не соответствующие возрасту. Общее количество страхов соответствует возрастной норме.

Мальчики обеих групп испытывают одинаковый страх перед уколами и одиночеством. Страх перед уколами в норме характерен мальчикам в 40 % случаев. Страх одиночества не характерен вообще. Показатели в экспериментальной и контрольной группе превышены. В одинаковом процентном соотношении мальчики обеих групп бояться страшных снов, огня, пожара. Показатели по шкалам «огонь», «пожар» соответствуют возрастной норме. Страх страшных снов превышен на 20 %. К специфическим страхам мальчиков с ОНР так же относятся страх людей и детей. Эти показатели согласно таблице Захарова, не присущи мальчикам 5 лет.

Подводя итог, можно сказать, что мальчики с диагнозом ОНР испытывают и такие же страхи как мальчики контрольной группы в одинаковом процентном соотношении. У мальчиков с ОНР так же выявлены страхи, соответствующие возрастной норме, такие как страх нападения. Не выявлены страхи смерти родителей, страх смерти, страх наказания, страх высоты и боли. Эти страхи должны проявляться у детей 5 лет. Общее количество страхов соответствует норме, при этом мальчики с ОНР испытывают меньше страхов, чем мальчики из контрольной группы.

Качественный анализ результатов теста «Выбери нужное лицо», Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена у девочек контрольной группы показал, что у большинства из них имелся след эмоционального общения с другими людьми, при котором девочки являлись объектом агрессии.

Качественный анализ результатов теста девочек экспериментальной группы показал, что девочки за свою жизнь не раз сталкивались с ситуациями игнорирования, изоляции. Девочки указывали на то, что достаточно часто им не оказывают должного внимания: их не укладывают спать, они едят в одиночестве. Так же выяснилось, что девочки не раз становились объектами агрессии. Наличие такого неблагоприятного опыта эмоционального общение сказалось у девочек на повышении индекса тревожности до таких высоких результатов.

Качественный анализ теста мальчиков экспериментальной группы показал, что они имеют негативный опыт социального общения с людьми. Подтвердился страх одиночества, источником которого являются игнорирование детей родителями в значимых для детей ситуациях, таких как укладывание спать в одиночестве, принятие пищи. Результаты показали, что дети не раз оказывались в ситуации изоляции.

Данные качественного анализа у мальчиков контрольной группы позволяют сделать вывод о том, что уровень тревожности мальчиков повышается из-за того, что им в той или иной степени не хватает родительского внимания, они становятся объектами агрессии со стороны родителей, из-за чего сильно переживают. Качественный анализ их результатов показал, что дети сталкиваются с такими ситуациями, когда родители их игнорируют, оставляют в одиночестве, чем и объясняется такой большой процент мальчиков со страхом одиночества.

По результатам рисуночного теста детей из контрольной группы «Рисунок семьи» А. Л. Венгера, мы выявили следующее: члены семьи на рисунках расположены близко друг к другу; лица на рисунках повернуты к зрителю, члены семьи держатся за руки; на некоторых рисунках прорисованы ладони – а это важный показатель нормального внутрисемейного отношения, следовательно, семейная ситуация в семьях в целом – благоприятная. Однако на нескольких рисунках ладони не прорисованы, что говорит о том, что, несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. В подтверждение этому на рисунках изображены домашние животные. Можно полагать, что этим и объясняется ярко выраженное у этих детей чувство одиночества, отмеченное при анализе методик «Страхи в домиках» и теста тревожности. Некоторые рисунки занимали две трети листа, что говорит о том, что на момент обследования дети испытывали состояние тревоги, стресса.

Интерпретация рисунков семьи детей из экспериментальной группы позволила выявить следующие особенности: ни на одном из рисунков члены семьи не держатся за руки, лишь на одном из рисунков прорисованы кисти рук – это все говорит о том, что ситуация в семье не самая благоприятная. Детям не хватает внимания и общения. Некоторые дети не рисовали себя, что говорит о чувстве своей отверженности в семье; другого члена семьи, что говорит о его малой значимости для его ребенка; конфликте; негативном отношении к этому члену. На некоторых рисунках были нарисованы члены семьи, отсутствующие в реальности. Это свидетельствует о восприятии своей семьи как недостаточной, ущербной. Встречались рисунки, на которых все члены семьи были удалены друг от друга, что говорит о разобщенности членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними. На отдельных рисунках дети очень акцентировано прорисовали ступни, что

говорит о потребности в опоре.

По результатам опроса логопеда было выявлено, что детям экспериментальной группы тяжело сосредотачиваться на чем – либо; они не могут долго работать, не уставая; во время выполнения заданий проявляется скованность, напряженность; отмечается повышенное потовыделение в ситуациях волнения; дети легко расстраиваются; дети не любят браться за новое дело; дети не уверены в себе и в своих силах; бояться сталкиваться с трудностями. Эти дети пугливы, у них многое вызывает страх, они плохо переносят ожидание; часто они не могут сдержать слезы. Они смущаются чаще других; краснеют в незнакомой обстановке. Часто говорят о напряженных ситуациях. Просуммировав количество плюсов в опроснике логопеда экспериментальной группы, мы сделали вывод, что у детей данной группы высокий уровень тревожности.

Согласно анализу ответов воспитателя в экспериментальной группе уровень тревожности детей контрольной группы низкий. Воспитатель отметил такие пункты как, «смущение чаще других, краснеет в незнакомой

обстановке, отсутствие хорошего аппетита». Дети плохо переносят ожидание, не любят браться за новое дело.

Анализ всех методик позволил нам выявить специфические особенности переживания страха у детей с ОНР III уровня.

Подводя окончательный итог, нами были выявлены специфические особенности переживания страхов у детей с ОНР 5 лет. К ним относятся следующие:

1. Дети с ОНР испытывают количество страхов, соответствующее возрастной норме.

2. Дети с ОНР переживают страхи, не соответствующие их сверстникам без речевой патологии.

3. Страхи детей с ОНР носят глубинный характер; переживаются детьми долгое время.

4. Уровень тревожности у детей с ОНР высокий.

5. Одной из причин страхов является неблагоприятная обстановка в семье, дефицит внимания, что негативно сказывается на детской психике.

Опираясь на эти выводы, мы попытались составить психологический портрет такого ребенка, в котором раскрывается вся специфика переживания страха и тревожности детьми с ОНР III уровня.

Список использованной литературы

1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ А. Л. Венгер. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия/ А. И. Захаров. – СПб. : Дельта, 1996.

3. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха /

А. И. Захаров. – СПб. : «Гиппократ», 1995.

4. Котова Е. О. О профилактике детской тревожности. /Е. О. Котова// Ребёнок в детском саду. -2003. -№5.

5. Леви В. Л. Приручение страха/ В. Л. Леви. – М. : Метафора, 2006.

6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003.

7. www.eti–deti.ru. Сайт, посвященный детской психологии.

8. www.psynn.ru. Сайт, посвященный вопросам возрастной психологии.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребёнок?» Тревожен ли Ваш ребенок?Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 17:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД