Стародубцев Евгений
Консультация для педагогов «Спорт и физкультура в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни у современных детей наблюдается снижение двигательной активности, получившее название гиподинамии. Гиподинамия приводит к ухудшению здоровья детей, что в свою очередь, препятствует их биологическому развитию. В данной связи, значительно возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой, являющейся важнейшей составляющей здорового образа жизни. Поскольку двигательная деятельность выступает одним из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Спорт и физкультура в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Физкультурно-оздоровительную работу следует рассматривать в качестве комплекса мероприятий, проводимых инструктором по физической культуре образовательного учреждения, целью которых является укрепление и сохранение здоровья ребенка, и оздоровление его организма.
В. Т. Кудрявцевым и Б. Б. Егоровым выделяются следующие направления оздоровительно-развивающей работы:
- развивающая форма оздоровительной работы;
- и приобщение детей к физической культуре [3].
Как отмечает Д. Ю. Карасев, в наши дни наблюдается острая необходимость в формировании у детей потребности в ежедневных занятиях физической культурой, воспитании любви к занятиям спортом, интереса к достигнутым результатам, вырабатывания навыков к самостоятельным занятиям освоенными упражнениями дома [2].
Целенаправленное использование физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста, позволяет решать такие задачи, как:
- укрепление здоровья дошкольников;
- содействие их нормальному физическому развитию;
- формирование у детей правильной осанки;
- развитие их физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости и др.);
- обеспечение оптимального функционирования всех органов и систем детского организма;
- укрепление нервной системы детей;
- повышение адаптационных механизмов детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
- повышение общей работоспособности дошкольников;
- воспитание у них гигиенических навыков и здорового образа жизни;
- приобщение детей к самостоятельным занятиям физической культурой;
- формирование здорового образа жизни.
Стоит помнить, что при любой возможности физкультурные занятия, целесообразнее проводить не в зале, а на свежем воздухе.
В связи свыше сказанным, можно сделать вывод о том, что физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков детей.
Целями физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ выступают:
- создание благоприятных условий для полноценного развития детей;
- формирование у дошкольников культуры здоровья;
- всестороннее развитие их психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Первоначально техники выполнения физических упражнений детьми усваиваются на специально организованных физкультурных занятиях. В дальнейшем дети используют усвоенные движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности. Стоит отметить, что приобщение детей к самостоятельным занятиям физической культурой возможно только при организации тесного сотрудничества инструктора по физической культуре ДОУ с родителями дошкольника.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ состоит из следующих мероприятий:
- утренней гимнастики;
- физкультурного занятия;
- гимнастики после дневного сна;
- физкультминуток;
- подвижных игр;
- физических игр;
- закаливания;
- дыхательной гимнастики;
- физкультурных досугов;
- упражнений между занятиями (динамической паузы);
- летних забав на прогулках.
Для организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеются:
- физкультурный зал, который оснащен современным оборудованием;
- спортивная площадка, расположенная на улице;
- физкультурные уголки для всех возрастных групп;
- медицинский и процедурный кабинеты и др.
Для детей, имеющих проблемы со здоровьем организуются занятия по лечебной физической культуре.
При проведении физкультурных занятий на улице дети должны быть одеты в спортивную форму, которая должна соответствовать погодным условиям и отвечать следующим требованиям:
- она должна предохранять ребенка от охлаждения и перегревания;
- она не должна сковывать движения во время выполнения упражнений.
Также детям необходимо иметь специальную форму для занятий физической культурой в зале. Как правило, она состоит из черных шорт и белой футболки из натуральных и дышащих материалов и обуви с нескользящей подошвой. В качестве спортивной обуви предпочтительно выбирать чешки.
Особое внимание на занятиях следует уделять формированию правильной осанки, двигательных навыков и физических качеств.
Тесное сотрудничество образовательного учреждения и семьи позволяет более эффективно осуществлять процесс приобщения детей к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физической культурой и спотом.
А. В Попов и Е. В. Блинова отмечают целесообразность проведения в течение года с детьми и их родителями разнообразных форм работы, таких как:
- спортивные праздники (например «Папа, мама, я – спортивная семья»») и досуги;
- спортивные игры на свежем воздухе;
- викторины, творческие вечера и др. [4].
Для повышения эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми можно использовать авторскую программу Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» [1]. В данной программе автором сформулированы основы физического воспитания и оздоровления детей первых десяти лет жизни. Н. Е. Ефименко предлагается альтернативная система физического оздоровления, коррекции и творческого самовыражения детей. Автор вместо скучных и однотипных занятий, автор предлагает проводить спектакли, посредством которых дети могут получать массу положительных эмоций и пользу.
Таким образом, важность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ сложно переоценить, поскольку забота о здоровье наших детей сегодня – это здоровая нация и полноценный трудовой потенциал нашей страны в будущем.