МААМ-картинки

Способность и одарённость в дошкольном возрасте

Елена Коваленко
Способность и одарённость в дошкольном возрасте

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Исследования же детской одаренности чрезвычайно разнообразны.

Публикация «Способность и одарённость в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности, которая проявляется при решении самых различных задач. Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей, одаренности и их развития у детей.

Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на собственно интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития. Результаты этих и дальнейших исследований легли в основу Создания концепций развития детской одаренности, которые включали в себя рассмотрение как интеллектуальных, так и личностных показателей.

Наряду с общей умственной одаренностью рассматривались и различные виды детской одаренности : музыкальная, математическая, социальная, физическая и др. Были созданы разнообразные классификации детской одаренности.

Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества. Большинство авторов, подчеркивая особую роль уровня развития способностей в поднимании одаренности, отмечают также и существенное значение личностного фактора.

Надо сказать, что большая часть исследований посвящена либо анализу общих проблем одаренности, либо особенностям одаренности у детей школьного возраста. Основные зарубежные исследования по проблеме одаренности в дошкольном детстве направлены, прежде всего, на анализ разнообразных факторов, влияющих на развитие способностей дошкольника. К таким факторам относится положение ребенка в семье, окружающие его условия, особенности взаимоотношений со взрослыми и др. (С. де Лленкар, Д. Байярд-де Валло, Дж. Блок). В отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена, с одной стороны, работами, посвященными изучению способностей в различных видах детской одаренности.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности

В психологии принято выделять следующие признаки способностей. Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении. Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

К специальным способностям относятся музыкальные, изобразительные, математические и другие. Способности, связанные с художественными видами деятельности, например, музыкальной и изобразительной, принято называть художественными способностями.

Общие и специальные способности существуют не независимо друг от друга. Специальные во многом базируются на общих, а общие - проявляются в специальных. Специальные способности к любому виду деятельности включают в себя некоторые общие способности и дополнительно - те или иные сугубо специальные, необходимые только для данного вида деятельности. Так, общая способность к мысленному представлению различных форм и их воображаемому перемещению в пространстве имеет значение для решения многих умственных, в том числе, математических, задач и она же необходима для достижения успеха в области живописи. Однако успех в области живописи требует и своих специальных способностей, например, так называемого чувства цвета.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Общие способности принято подразделять на две большие группы - умственные (интеллектуальные) и художественные.

В соответствии с выделением разных видов способностей можно выделить и соответствующие виды одаренности. Однако следует иметь в виду, что значительное развитие способностей - основное, но не единственное содержание одаренности. У одаренных детей, по крайней мере, в большинстве случаев, наблюдается также высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связана с проявлением данного вида способностей.

В содержание умственной одаренности включается, с одной стороны, повышенная умственная активность, любознательность, желание решать разнообразные умственные задачи, приобретать новые знания и, с другой стороны, - сравнительно высокий (для данного возраста) уровень развития общих умственных способностей.

Общие умственные способности можно условно разделить на два вида. Первый - это познавательные способности, которые проявляются при решении обычных интеллектуальных задач, требующих нахождения одного единственного верного ответа. Способ мышления, обеспечивающий поиск и нахождение такого ответа, может быть вполне традиционным. Второй вид общих способностей - творческие способности, которые проявляются при решении задач другого типа. Эти задачи отличаются своим "открытым" характером и предполагают существование практически неограниченного количества правильных решений. Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.

Общая умственная одаренность у взрослого человека проявляется в возможности успешного решения широкого круга познавательных задач. Механизмом такого решения является, как правило, четкое видение условий задачи, выделение в ней существенных отношений и нахождение пути решения через мысленное переструктуруирование этих условий. Принцип решения находится не благодаря последовательным преобразованиям условий, а сразу, на основе их целостного обобщенного представления. Для людей с высоким уровнем умственных способностей характерен хорошо сформированный внутренний план действий, позволяющих

осуществлять необходимые для решения задачи интеллектуальные операции в уме, в чрезвычайно сжатой и краткой форме. Другой особенностью является нестандартность мышления, отход от стереотипных решений, возможность находить оригинальные нуги решения новых разнообразных мыслительных задач.

На разных возрастных этапах развития умственная одаренность проявляется по-своему. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование познавательных способностей человека. Открытая эмоциональность, непосредственность восприятия окружающего, склонность к фантазированию - характерные для психики дошкольника черты. Они накладывают отпечаток на ход развития ребенка, определяют возрастные особенности формирования его способностей. В дошкольном детстве складываются в первую очередь способности в области наглядно-образного мышления и воображения. Они состоят главным образом в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними.

Центральное место в развитии наглядно-образного мышления занимает способность создавать и использовать образы, отображающие не целостные предметы и ситуации, а их общее строение, соотношение их основных признаков или частей. Такие образы называются модельными, а способность создавать и использовать их - способностью к наглядному моделированию. Способность к наглядному моделированию обнаруживается, когда ребенок создает в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка - во всех этих случаях планирование действий осуществляется в форме образов-представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соотношение частей. Модельные образы напоминают используемые взрослыми схемы, планы, чертежи, диаграммы и другие виды схематических изображений. Они могут достигать высокой степени условности и символичности - в виде таких образов отображаются и такие явления, которые увидеть или представить себе невозможно (например, отношения между главными и второстепенными ролями в игре, отношения части и целого или функциональные зависимости величин в математике и т. п.).

Самая простая из способностей, относящихся к воображению, состоит в построении образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков. Например, ребенок, увидев прямоугольный листок картона, узнает в нем телевизор, дом и т. п. Создание такого образа мы называем опредмечиванием. Другая, более сложная способность - развертывание образа предмета или ситуации на основании какой-либо незначительной детали, только напоминающей о них, но не представляющей собой значимого признака. Примером здесь может служить создание ребенком замысла сложной конструкции крепости, поскольку имеющийся в наборе строительного материала цилиндр показался ему подходящим для изображения пушечного ствола. В этом случае мы имеем дело с построением образа яри помощи "включения".

Наряду со способностями, относящимися к наглядно-образному мышлению и воображению, в дошкольном детстве начинают развиваться и некоторые способности, которые необходимы для решения логических, понятийных задач. Такие задачи требуют отвлечения от наглядных особенностей предметов и ситуаций и учета смысловых отношений, которые могут быть выражены только в словесной форме. Для их решения ребенок должен владеть способностью выделять и обозначать словесно существенные свойства вещей, действовать в соответствии со словесно сформулированными принципами.

Общие умственные способности проявляются в самых разных видах деятельности дошкольников, при усвоении и использовании разных знаний и навыков. Одно из наиболее четких и поддающихся достаточно однозначному выявлению проявлений этих способностей - усвоение ребенком элементарных математических представлений. У взрослого человека математические способности обычно рассматриваются как специальные. Однако математическое развитие ребенка основано, прежде всего, на общих умственных способностях, хотя не исключено, что оно требует и некоторых специальных "добавок" - это нуждается в дальнейшем изучении.

Следует отметить, что умственные способности, о которых шла речь, в той или иной мере развиваются у всех детей, но у умственно одаренных детей они развиты значительно больше, чем у их сверстников.

Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей возможно, начиная с конца пятого-начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании далеко идущие выводы недопустимо.

Выявление умственно одаренных детей, основанное на понимании одаренности как относительно высокого уровня развития умственных способностей, интересов и склонностей, требует использования ряда последовательно применяемых методов, позволяющих постепенно переходить от оценки общих, поверхностных признаков одаренности к ее более глубокому анализу.

При этом необходимо учитывать, что каждый одаренный ребенок своеобразен, уникален. Поэтому не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одаренность любого ребенка. Заключение о наличии умственной одаренности может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение в любом случае должно рассматриваться как предположение, а не как окончательный вывод.

Для выявления умственно одаренных детей старшего дошкольного возраста может быть предложена следующая система методов, которые фактически представляют собой этапы данной работы. .

1. Наблюдение за детьми.

2. Анкетирование взрослых - родителей и воспитателей.

3. Использование диагностических методик, оценивающих общий уровень развития детей в процессе группового обследования.

4. Использование специальных диагностических методик, оценивающих уровень развития познавательной активности детей и способностей в области наглядно-образного мышления, логического мышления и воображения в процессе индивидуального обследования.

5. Использование специальных диагностических методик, оценивающих уровень развития умственных способностей на математическом материале. Данные методики могут применяться при отборе детей в математические школы и школы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла

Поэтому детский сад является связующим и дополнительным звеном во всестороннем развитии каждого ребенка. Работу свою организуем и планируем, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Содержание формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России. В данной программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Далее более подробно рассмотрим каждый раздел программы.

Физическое воспитание.

Данный раздел предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

В детском саду соблюдается режим дня, ежедневное пребывание на свежем воздухе, систематически проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Воспитываются физические качества ребенка: ловкость, быстрота, выносливость, сила, развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.

Умственное воспитание.

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи). Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем, развитие диалогической речи, формирование культуры общения.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу и т. п. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умению дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшем средством формирования культуры межличностных отношений. Постепенное развитее у детей интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Организуя трудовую деятельность, обеспечивается всестороннее развитие детей, они обретают уверенность в своих силах, сформировываются жизненно необходимые умения и навыки, воспитывается ответственность и самостоятельность.

Художественная литература.

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

Художественно-эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Игра.

Особой формой общественной жизни является игра. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Дети учатся самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять установленные правила игры, овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

Публикации по теме:

«Моя первая медаль!»«Моя первая медаль!» Поздравьте меня, уважаемые коллеги, я получила первую медаль "Бронзовый блог"! Награда небольшая. но так приятно! Ура! Мне очень нравится.

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способность и одарённость в дошкольном возрасте
Опубликовано: 27 марта 2012 в 16:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД