Ирина Витальевна Малышева
Способы эффективного взаимодействия детского сада с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад очень важны в жизни ребенка и взаимосвязаны между собой. педагогическую помощь оказывает детский сад,задача сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. Конечно, нужно не забывать о том, что семьи все разные, социальный статус семьи тоже разный, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Поэтому важно подходить дифферинцированно, индивидуально к каждой семье. Хорошее взаимодействие педагога с родителями- одно из необходимых условий формирования всесторонне развитой личности ребенка.
Публикация «Способы эффективного взаимодействия детского сада с семьей» размещена в разделах
ПОЭТОМУ НУЖНО ГРАМОТНО организовать работу с родителями. Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
1. Традиционные
2. Нетрадиционные
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1. Родительские собрания.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность исходит из процесса, которы йпрротекает в детском саду. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед детским садом.
2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия Воспитателя с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить воспитателя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
3. Открытые занятия
Цель – ознакомление родителей с программами, методикой преподавания, требованиями воспитателя.
Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики деятельности в детском саду.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1. Родительские конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы детского сада. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
4. Родительские вечера (проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
.
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями детей ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
• Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
• Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
• Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
• Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
.
• Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности,
)
Мы все понимаем,что все родители воспитывают детей по разному, стили воспитания абсолютно могут отличаться. Здесь ставится задача грамотно суметь донести,какие последствия могут быть в будущем для самого ребенка и родителей.
Кто то воспитывают ребенка только добротой, исполняя его желания, требования, запросы и т. д. Такой ребенок вырастет безвольным и эгоистичным, он будет проявлять неуважение к другим людям и родителям в том числе.
Другие родители воспитывают только строгостью, постоянно требуют от него какого-то выполнения чего-то, контролируют каждый шаг и при этом проявляют недовольство, в такой семье ребёнок вырастает, как правило, с чертами грубости, лицемерия, лжи, жестокости и т. п.
В данных ситуациях важно правильно направить родителей и объяснить, что в воспитании детей одновременно необходима и любовь, и требовательность, их органическая связь и взаимодействие – золотаясередина, к которой должны стремиться.
Результатом грамотных, доверительных отношений является то,что родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.
Взаимодействие воспитателей и родителей - это необходимое условие всестороннего развития ребёнка, позволяет глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Существуют разные типы родительского воспитания, как было сказано выше
«Пассивный родитель»— он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему
«Избегающий проблем» — такой родитель, убежден и убеждает других, что с его ребенком все в порядке, нет никаких проблем, даже если об этом ему говрят специалисты.
Такие родители могут даже утаивать информацию, Которая важна для специалистов, которые могут помочь ребенку.
«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях,
«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода».
Вне зависимости от типа кодекс общения должен быть таким:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении
2.. 2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. 3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. 4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. 5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. 6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Необходимо понимать, что не будет результатов в развитии, если родитель не вникает, избегает,проявляет агрессивное поведение и прочее. Основа такая,что Меняется родитель-меняется ребенок!
Существуют Правила трех пунктов, которые необходимо выполнять д ля родителей всех типов для решения проблем с детьми:
1 Показ визуальные неоспоримые результаты (схемы, рисунки. Чертежи) Известный факт, что наглядное восприятие более убедительно.
2. принятие без возражений своей роли в формировании проблемного поведения.
Обьяснение, что Ребенок приходит из семьи и уходит обратно в семью, основная ответственность на родителях. Это как рюкзак в который положили багаж.
Есть базовые потребности ребенка: физиологические,безопасность,любовь и принадлежность,уважение, самоактуализация. Если встать на место ребенка как вы себя поведете при неудовлетворении каких-либо потребностей, какая реакция была бы у вас.
Здесь следуют рекомендации для родителей, как удовлетворить эти базовые потребности.
Безопасность -это: - не использовать оскорбления, насилие. Если наказание, то обяснение, почему, за что
– не вымещать злость на ребенка
– не наказывать под влиянием эмоций
– - говорить. Что всегда готовы помочь
Любовь
– -100 процентное позитивное внимание,минут 20 в день но полноценное
– - не жалеть, сопереживать
– -введение ритуалов
– внимание ребенку когда он хорошо себя ведет.
Уважение
– право выбора
Самореализация
-проявление способностей
-создание условий для реализации
-поддерживать успехи
3 совместный анализ будущих негативных последствий для взрослой жизни ребенка.
Навыки положительного общения с родителями
Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.
. Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.
Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.
Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.
Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.
Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.
Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
Итак,
Правильно организованное взаимодействие семьи и педагогов формируют у ребенка уверенность в себе, активную социальную позицию, адекватное восприятие собственной личности и окружающих,умение договариваться и достижения взаимопонимания между людьми. И самое главное результатом такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Упражнения, которые помогут педагогу справиться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию. Упражнение «Дыхание» Удобно устроившись в кресле или на стуле, расслабившись и закрыв глаза, по своей команде необходимо отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не надо стремиться управлять им. Длительность упражнения — 10—15 мин. До и после важного разговора можно воспользоваться упражнениями, представляющими собой разновидности метода психологического душа, помогающего снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Упражнение «Внутрениий луч»
Сначала необходимо принять удобную позу сидя, лежа (если позволяют обстоятельства) или стоя. Затем надо представить, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, постепенно освещая лицо, шею, плечи, руки ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, расслабляется складка на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, расслабляются шея и грудь. Рекомендуется выполнить упражнение несколько раз в последовательности сверху вниз, Закончить его надо словами: стал (а) новым человеком! Я стал (а) сильным (ой, спокойным (ой) и стабильным (ой! Я все буду делать хорошо!