кожевникова оксана
Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии
▼ Скачать + Заказать документы
Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться.
Публикация «Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии» размещена в разделах
В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы, анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и образовательные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме.
Инклюзивные подходы в образовании в современной России теоретически возможны, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие продуманной нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними стереотипами, и отсутствие культуры отстаивания права каждого человека на образование, так как в Латвии эти вопросы более продуманны и реализованы.
Латвийско-Австрийские проекты объединили и общеобразовательные учебные заведения двух стран, а также Латвийский университет Педагогии и психологии. Данный проект способствовал сотрудничеству учебных заведений обеих стран; знакомству педагогов Латвии с опытом Австрии по специальному образованию. В рамках проекта проходят профильные семинары и курсы. В России в основном развитие детей с ОВЗ происходит отдельно от других стран, чем усложняет и усугубляет ситуацию, хотя бы сотрудничество не помешало.
В рамках проекта сотрудничества северных государств и стран Балтии начат новый проект по улучшению компетенции ПМК, совершенствованию педагогически психологической диагностики. Особое внимание будет обращено на улучшение качества работы ПМК и повышение их ответственности за соответствие диагноза реальной ситуации (действительности) и интересом ребёнка 4.
Инфраструктуры в России и Латвии учебного заведения не подходят для учащихся с нарушениями движения, что доставляет дополнительные трудности для этих детей. В школе отсутствуют лифт, подъемник, санузлы не подходят для людей с особыми потребностями. Учащиеся на колясках могут проходить обучение только в кабинетах, расположенных на 1-м этаже. Еще одной из проблем являются узкие дверные проемы, не позволяющие учащимся самостоятельно попасть в помещения. Это присутствует в обоих странах.
Таблица 1
Наличие характеристик России и Латвии проблем детей с ОВЗ
Основные проблемы и достоинства Россия Латвия
Программа социальной интеграции детей с особенностями развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. + +
На всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов. Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически. - +
Внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ОВЗ среды + +
Проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым (ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор). - +
Специальное медицинское сопровождение в
учебном заведении. + +
Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых + _
Автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и обратно - домой - +
Микро-кампусы для иногородних студентов с ОВЗ, которые учитывали бы их особые (прежде всего – бытовые) потребности - -
Программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями - +
Подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании. - +
Таким образом, проблемы образования детей с ОВЗ присутствуют и в России и Латвии. Я считаю необходимым, использовать опыт других стран и обмениваться интересами, проблемами, и идеями между собой и искать выходы из проблемных ситуаций.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 20.07.2012) // Российская газета - 23.07.2012.
2. Инклюзивное образование в России : опыт реализации // ЮНИСЕФ, 2011.
3. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. – С. 12.
4. Новотворцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Н. В. Новотровцева. – М. : КАРО, 2007. – 144 с.
5. Тихонова, С. А. Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов / С. А. Тихонова // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2012. - С. 422-427.