Оксана Краснопольская
Становление и развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Становление и развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельности
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Публикация «Становление и развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Для того, чтобы ребёнок проявил себя, творчески открылся, педагог обязан:
• создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
• приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
• создавать предметно-пространственную среду, которая должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.
При организации театрализованной деятельности детей, следует учитывать:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности;
творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.
Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.
Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом и т. д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
В своей работе по театрализованной деятельности я использую как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай интересное событие и т. д., согласно плану, составленному в начале учебного года.
Развитию уверенности ребёнка в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, при которой каждый ребенок имел бы возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую такие приемы, как :
-выбор детьми роли по желанию;
-назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
-распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
-проигрывание ролей в парах.
Творчеству детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков, а так же сказки, придуманные детьми.
Результаты участия в театрализованной деятельности часто отражаются в работах по изодеятельности.
Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Поэтому мы ведём активное сотрудничество с семьями наших детей. Предлагаем родителям дома вместе с детьми разыгрывать мини-сценки, какие они учили в детском саду или разучить свои; разыграть дома отрывок из сказки (например, «Маша и медведь»). Вовлекаем родителей в совместный процесс по созданию образа определённого героя (подбор костюмов, использование грима, создание элементов декораций).
С целью создания радостного настроения, знакомства с разными видами театра, мы организуем посещения других групп с показом детям мини-сценок, мини-спектаклей. Практикуется проведение мероприятий, когда участие принимают не только дети, но и родители. Родители – активные помощники. Помогли многое приобрести в группу для насыщения развивающей среды.
Наблюдая за детьми, я могу с уверенностью сказать, что дети моей группы с большим удовольствием играют и перевоплощаются в героев, им нравится подражать любимым персонажам и проигрывать знакомые сценки. Все, без исключения, хотят принимать активное участие в таких играх и мероприятиях.