Брязгалова Евгения Ивановна
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в рамках реализации ФГОС
Брязгалова Е. И. ,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 32
г. Майкоп
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Нравственное воспитание является неотъемлемой частью стандарта дошкольного образования. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры, развитие у них художественного вкуса, интереса и любви к музыке как искусству всегда выдвигались на первый план в работе музыкального руководителя каждого дошкольного учреждения
Ежегодно, начиная с 2013 года МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32» (далее - ДОУ) г. Майкопа транслирует опыт по практической реализации новых творческих проектов. Одним из ярких и самобытных проектов нашего ДОУ в 2016 году стал проект "Сказка в музыке» - постановка сказки «Спящая красавица» по одноименному балету П. И. Чайковского». Цель проекта- приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике способствующее их музыкальному и общекультурному развитию. Новизна заключается в развитие сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями.
Организация театрализованной деятельности детей, находит решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Научные исследования и педагогическая практика (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Буренина, Н. Ф. Сорокина, Н. Ф. Губанова, Л. А. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина) доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно интерпретирует замысел, варьирует свое поведение в роли персонажа. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно – ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно –ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Поэтому целью педагогической деятельности воспитателей нашего ДОУ стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.
Поиск новых эффективных методов и форм работы музыкального руководителя и воспитателей современного дошкольного учреждения направлен на повышение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально-ритмических упражнений, игровых технологий, театральной деятельности в единый творческий проект «Сказка в музыке».
Рабoта пo театрально-игровой деятельности ведётся музыкальным руководителем в тесном контакте с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда : руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены костюмы и декорации.
B театральном центре нашего детскoгo сада систематизированы все доступные дошкольникам виды театральной игры и атрибуты : имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки c изображением сказочных персoнажей для работы над пантомимикой. Cделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений и др.
Конечно, театральные постановки в условиях детского учреждения по многим причинам осуществлять сложно. Но если действовать согласно составленному проекту и подключить к работе родителей, то есть помощников, то эффективность работы над постановкой той или иной пьесы возрастает. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует неотъемлемого участия родителей. Coтрудничество c родителями включает в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы. Получен положительный опыт сотрудничества с родителями воспитанников в жизни детского сада; у детей достаточно развиты музыкальные способности; заметно обогатилась речь; повысилась эмоциональная отзывчивость; раскрылись артистические данные, появилась уверенность в своих силах; заложены основы эстетического вкуса путем оформления атрибутов, декораций, костюмов.
По мнению участников образовательного процесса ДОУ именно долгосрочный творческий проект «Сказка в музыке» помогает более эффективному взаимодействию всех педагогов ДОУ с семьей и является одним из условий сохранения и поддержки развития детских талантов. Воспоминание о спектаклях останется для наших детей не только ярким воспоминанием о детстве, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Ферапонтова О. И., Емашева Е. А. Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 106-109.
3. Хатаева Т. Р., Гордиенко Н. В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 68-70.