Лучший педагог года

Становление светского образования в России при Екатерине II

Ретунская
Становление светского образования в России при Екатерине II

[СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ IIb][/b]

Правление Екатерины II, время развития политики просвещенного абсолютизма. Период ее правления называют также золотым веком дворянства, из-за сильного увеличения их прав.

Одним из главных направлений ее деятельности называется образование. Екатерина II восхищалась европейским государствами, в первую очередь была фанатом французских просветителей и хотела реформировать образовательную систему России по западному образцу [1, с. 58]. Изучив систему образования в странах Европы, она сделала выводы, что главные задачи учебных заведений не только учить, но и воспитывать. То есть проявлять идеалы светского человека, уважение к личности и правам человека и искоренить проявление насилия. Происходил процесс заимствования, безоговорочное перенесение социального и культурного, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России.

Публикация «Становление светского образования в России при Екатерине II» размещена в разделах

В первую очередь она считала, что требуется создать условия для дворянского просвещения, для этого создавались разнообразные учебные заведения, гимназии, школы, училища и институты благородных девиц.

Образование было полностью подчинено государству и в первую очередь монарху. Какие-либо изменения в данной сфере не могли происходить без ведома верховной власти.

Классическое образование, отвечавшее развивающим целям образования, стало для России новым явлением. Часто ее основной смысл сводится лишь к тому, что в ее содержание обязательно вводились «мертвые языки», латинский и греческий, а также математика как фундаментальная основа развития человеческого сознания. Внедрение данного вида образования было направлено на обучение и воспитание свободного человека, имеющего право выбора [2, с. 185].

Хоть в основном система образования при Екатерина II была направлена на дворянский класс, правительство позаботилось также и о осиротевших детях. Для этого в Санкт-Петербурге и Москве создавались специальные воспитательные дома для брошенных детей и сирот.

Как правило, в воспитательных домах для бедных женщин во время родов имелся госпиталь на 20 коек, персонал госпиталя состоял всего из шести человек. Родившихся там детей передавали в приют, позже эту процедуру отменили: ребенка брали только в том случае, если мать отказывалась от него. Прием ребенка в детский дом не сопровождался оформлением документов. Ежегодно в детские дома поступало более 2000 детей. Наиболее отличившиеся ученики продолжали обучение в столичных гимназиях, но в 1837 г. этот порядок был упразднен.

С 1782 по 1786 гг. в Российской империи проводилась школьная реформа. В 1766 г. был введен новый устав сухопутного кадетского корпуса, по которому была изменена программа обучения [1, с. 208]. По уставу предметы делились на 4 группы:

- для нужд гражданских служащих: всенародное, государственно и естественное право, нравоучение и экономика;

- полезные предметы, физика, химия, тактика, военное искусство, артиллерийское дело;

- познание дополнительных наук, математика, логика, история, география красноречие, механика;

_ художественные предметы, танцы, фехтование, лепка, рисование и архитектура.

В 1786 г. был принят устав народных училищ, согласно которому в каждом городе создавались главные училища с 4-х классам образованием :

- в малых городах были созданы народные училища со сроком обучение 2 года. Там преподавалось письмо, нумерация, рисование и чистописание;

- в крупных городах создавались главные училища со сроком обучения 5 лет по обширной программе обучения, захватывающие естественные науки, языки и т. д.

Вводилось предметное преподавание и классно-урочная система, при которой разрабатывались методики преподавания и учебные планы проведения занятий. Целью данной классно-урочной системы было воспитание добросовестности и трудолюбия, без применения насильственных методов воспитания. В наказание у детей изымались какие-либо вещи, или они лишались прогулок, участия в играх и т. д.

В 1764 г. Екатериной II был образован первый в России женское учебное заведение – «Смольный институт благородных девиц». Именно данный институт положил начало развития женского образования в России. Институт был основан по инициативе приближенного Екатерина II, И. И. Бецкого. В указе Екатерины II отмечалось, что данный институт призван дать обществу и государству образованных женщин, полезных членов семьи и общества и хороших матерей.

Во время обучения воспитанницы разделялись на 4 возрастные группы, от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет. Форма воспитанниц завесила от того, в какой возрастной группе они проходят обучение. Особое внимание во время обучение уделялось закону божьему и языкам, как отечественному, так и иностранным. В программу обучения также входило обучение географии, истории, музыке, арифметике, манерам, рисованию, танцам и различным видам домоводства. Особое внимание уделялось воспитанию.

Первые выпускница окончили обучение 30 апреля 1776 г., а лучшие из выпускниц получили награды. Многие из них стали личными фрейлинами Екатерины II.

Для осуществления просветительской деятельности среди народа, требовались квалифицированные кадры. Для решения данной проблемы, создавались специальные семинарии по подготовке педагогов.

В 1783 г. в Санкт-Петербурге Екатерина II совместно с княгиней Е. Р. Дашковой учредила Российскую академию по образу Французской академии наук. Российская академия играла заметную роль в истории русского просветительства. В ней издавались многие научные произведения, в стенах данного заведения был создан российский академический словарь [3, с. 15].

По уровню грамотности и просвещения Саратов XVIII века не выделялся среди других городов российской провинции. Учителей, как таковых не было, обучали учеников частным образом отставные солдаты, дьячки и другие. Когда в Саратове был получен указ Екатерины II об открытии народных школ для обучения российской грамоте, письму и арифметике желающих, саратовские жители не обратили на этот указ внимания и решили обучать своих детей, как и прежде, нанимая домашних учителей. Только через пять лет, 22 сентября 1786 года, в Саратове открылось Главное народное училище. По случаю открытия народного училища в Саратове был «отслужен благородный молебен», а после все вошли в здание училища, где губернатор вступил с торжественной речью. Изначально в училище начали свое обучение 118 детей: 15 из дворянских семей, 14 из дворовых семей, а 8 детей из семей купцов, мещан и мастеровых, остальные же были переведены из гарнизонной школы [4, с. 15].

Здание для училища было нанято у купца Туманова. Этот дом, по воспоминания А. И. Шестакова, был деревянный и ветхий. Классные комнаты были тесными, глобусов, карт или каких-либо других наглядных пособий в училище не имелось [5, с. 25].

Вскоре в Саратов были направлены 4 учителя, окончившие учительское отделение Петербургского главного народного училища. Одним из них был А. И. Шестаков, в последствии ставший директором народного училища в Саратовской губернии. Другими учителями являлись преподаватель истории Василий Скворцов, учитель самого младшего первого класса Петр Василевский и учитель второго класса и рисования Яков Полянцев[ 6, с. 35].

Таким образом, Екатерина II внесла большой вклад в развитие отечественного образования и развитию идей просветительства в русском обществе. Создавались множество учебных учреждений, в том числе и крупнейшие заведения, такие как Российская академия и Смольный институт.

За основу в проведении реформ, была взята французская система образования. Ее идеи положительно сказались на уровне просвещения в русском обществе, а некоторые идеи, такие как классно-урочная система остаются актуальными и в наши дни.

Список источников и литературы

1. Анисимов Е. В. Императрица Екатерина Великая / Е. В. Анисимов. – Санкт-Петербург: Арка, 2007 г. - 658 с.

2. Колюпанов Н. А. Очерк внутреннего управления в России при императрице Екатерине II/ Н. А. Колюпанов – Москва: Просвещение, 1998 г. – 701 с.

3. Шмидт О. Ю. Академия Российская. Большая советская энциклопедия/ О. Ю. Шмидт. — Москва: Российская академия, 1947 г – 416 с.

4. Казаков Б. И. и др. Страницы летописи Саратова/Б. И. Казаков, Г. Д. Казакова, Л. Н. Любомирова. -Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с. : ил. ,л.

5. Захарова Т. Г. Становление системы народного образования в Саратовской губернии (конец XVIII - первая половина XIX в.). Саратов, 2008. С. 11.

6. Артамонова Л. М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начале XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). Самара, 2001. С. 92.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России»Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.

Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали»Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Дети – цветы жизни. Красивая фраза, которой прользуются.

Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия» Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная.

Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 10» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 7» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 8» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Становление светского образования в России при Екатерине II
Опубликовано: 29 июня 2022 в 20:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД