Папки-передвижки

Здоровьесберегающая деятельность с воспитанниками

Тамара Ярцева
Здоровьесберегающая деятельность с воспитанниками

Опыт работы детского сада МБДОУ №22 «Сказка»

по здоровьесбережению воспитанников.

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно- образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентации, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Здоровьесберегающая модель МБДОУ №22 «Сказка» внедрена с 2008года, в соответствии с программой развития ДОУ «Детский сад здоровья» 2008-2013гг.

Публикация «Здоровьесберегающая деятельность с воспитанниками» размещена в разделах

Важнейшие направления инновационного пространства в ДОУ по здоровьесохранению воспитанников :

разработка и внедрение вариативных программ по оздоровлению и физическому

развитию дошкольников;

интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности;

поиск путей оптимизации традиционных видов физкультурных занятий с

воспитанниками;

разработка педагогических технологий с целью здоровьесбережения воспитанников;

внедрение инновационных технологий с целью использования современного

физкультурно - спортивного оборудования в работе с детьми;

проведение организованных оздоровительных мероприятий с детьми во всех

режимных моментах в совместной деятельности детей и взрослых;

полноценная эффективная работа центра «Здоровьесберегающих программ в ДОУ»;

воспитательная работа с воспитанниками и методическая работа с педагогами, родителями по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса;

наблюдение за состоянием здоровья воспитанников;

комплексная педагогическая, психологическая помощь детям;

Согласно современным исследованиям в МБДОУ реализуются ряд мер, которые способствуют совершенствованию физической культуры дошкольников и укреплению их здоровья, это:

улучшение материально- технической базы ДОУ (физкультурно - оздоровительное

оборудование);

своевременная подготовка и переподготовка инструктора по физической культуре;

дальнейшее развитие инновационных процессов в области физического воспитания,

оздоровление детей;

взаимосвязь физкультурно - оздоровительной работы с детьми через все образовательные области примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Инновационная деятельность в ДОУ способствует повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического воспитания' детей, она базируется на основных медико - педагогических принципах и предлагает прежде всего использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

здоровьесберегающую структуру ДОУ (центр Здоровьесберегающих программ,

группа здоровья для детей с 5-ти до 7-ми лет «Здоровячок»);

оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

формирование основ здорового образа жизни, обеспечения безопасности

жизнедеятельности воспитанников;

компенсирующая деятельность с детьми по нарушениям физического, психологического здоровья.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах: медико-гигиенической, медико-профилактической, физкультурно-оздоровительной, информационно- просветительской, образовательной, коррекционной, спортивно- досуговой. Медико- гигиеническое направление, как одна из приоритетных форм здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет существенное значение для эффективной работы по оздоровлению детей в ДОУ, они направлены на укрепление здоровья детей, представляют собой комплекс оздоровительных и коррекционно- реабилитационных и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с функциональными различных физиологических возможностей, нарушения опорно- двигательного аппарата и часто и длительно болеющих детей.

Лечебно - профилактическая работа с детьми в ДОУ осуществляется на основе работы физиокабинета, закаливающих и оздоровительных технологий. Медицинский персонал детского сада используют современное медицинское оборудование и технологии: биоптронотерапия, дэнастерапия, физиотерапевтические процедуры, ультразвуковая терапия, витаминотерапия, фитотерапия, а также физическая культура, оздоровительные мероприятия, самомассаж.

Для профилактики у дошкольников различных нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата, в условиях дошкольного учреждения проводятся общеразвивающие и специальные физические упражнения для детей старшего дошкольного возраста с 5-ти до 7-ми лет в оздоровительной группе «Здоровячок», которые проводит инструктор по ФК. Для общеразвивающих упражнений используется современное реабилитационное оборудование: ортопедические мячи (фитболы, «сухой» бассейн, мягкие модули, детские тренажеры для всех групп мышц, суджок инструменты, батут, канат, упражнения с использованием обычного физкультурного оборудования: гимнастические палки, мячи разных размеров, и т. д.

В МБДОУ функционируют четыре логопедических группы для детей с ОНР, где учителя- логопеды, педагог- психолог осуществляют коррекционную деятельность по показаниям ТМПМПК.

Общеизвестно, что физкультурно- оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Для повышения эффективности этой работы в практику детского сада широко внедряются новые формы организации физического воспитания. Организация непосредственной образовательной деятельности по физической культуре проводится на основе полодифференцированного подхода. Применение этого подхода имеет исторические и социальные предпосылки. Такой взгляд на физическое воспитание ребенка оправдан физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, поскольку мужской и женский организмы отличаются целым рядом свойств и особенностей Проведение полодифференцированных занятий по физической культуре с детьми подготовительной группы детского сада позволил инструктору по физической культуре повысить интерес у детей к выполнению упражнений, т. к. у мальчиков -формируется выносливость, сила, мужские качества, а у девочек пластичность, женственность, красота движений. В результате применения дифференцированного подхода к организации непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми стало возможным изобретательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; коррегировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма.

В детском саду проводятся занятия с использованием тренажеров в строгом соответствии с медицинскими и педагогическими рекомендациями. Реализация новых форм занятий с тренажерами способствует не только тренировке организма ребенка, но и предусматривает решение лечебных и воспитательных задач.

Определенный интерес представляет опыт реализации в дошкольном учреждении дополнительных корригирующих упражнений, элементов гимнастики, обучение детей

самомассажу. Все это значительно обогащает и усиливает оздоровительную направленность всех форм двигательной активности детей в детском саду.

В ДОУ два раза в год проводится мониторинг физического здоровья воспитанников, который необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционной работы с детьми. На основе принятых критериев мониторинга, определяется уровень физического здоровья воспитанников с 2-х до 7-ми лет. Полученные результаты отражаются в паспорте здоровья каждого дошкольника, где педагоги прописывают индивидуальный маршрут с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка.

Особую роль в оздоровлении дошкольников занимают музыкальные руководители. Специалисты разработали план мероприятий по музыкотерапии для возрастных групп детей с 3-х до 7-ми лет: включают в непосредственную образовательную деятельность широкий спектр музыкальных произведений по коррекции психо- эмоциональной сферы детей, регулярное выполнение дыхательной гимнастики. Благотворное влияние музыки в процессе занятий распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно- сосудистую, эндокринную, пищеварительную системы, а так же коммуникативные и адаптационные механизмы. Использование новых принципов организации и проведения музыкальных занятий способствует обеспечению наибольшего эмоционального комфорта детей.

Использование в работе ДОУ программы «Здравствуй!», автор М. Л. Лазарев, помогает существенно улучшить состояние здоровья, развитие детей и подготовить их к школьному обучению, т. к. в программе комплексно решаются задачи здоровьесбережения через все виды деятельности

Здоровый образ жизни является одним из важнейших условий здоровьесохранения детей. Формирование здорового образа жизни повсеместно используется в воспитательно -образовательном процессе в непосредственной образовательной деятельности и на протяжении всех режимных моментов. В детском саду проводится, централизованно, закаливание со всеми возрастными группами в спортивном зале, по «Тропе здоровья», где по периметру зала разложены множество раздражителей на стопу, что положительно влияет на здоровье детей.

Педагоги детского сада проводят большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы. и приемы, через игровую деятельность, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, занятия спортом и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни через различные образовательные области по основной образовательной программе дошкольного образования.

Особое внимание уделяется системе обучения воспитанников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка. Как показывает практика, дети 3-х- 5-ти лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно, благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности & включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно- печатных, сюжетно- ролевых, игр-драматизаций, игр- имитаций.

Для детей 5-ти - 7ми лет наиболее эффективными технологиями являются такие технологии, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы творческих заданий, проявлять творческие фантазии, решения. Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. В каждой группе имеется релаксационный уголок, где ребенок может уединиться.

Особое внимание в МБДОУ уделяется современным методам укрепления психолого-эмоциональной сферы и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В сенсорной комнате, при помощи сенсорного оборудования реализуются различные виды и формы работы с детьми: упражнения на релаксацию, воображение, развитие сенсорики, игры на снятие агрессивности и психо- эмоционального напряжения, развитие интерактивных качеств.

При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления его психического здоровья.

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит также от уровня взаимодействия педагогов и родителей. В детском саду проводятся различные наблюдения, анкетирование, тестирование с целью выявления уровня педагогической культуры современной семьи в вопросах заботы о здоровье детей и воспитание здорового образа жизни ребенка в семье, консультирование, оказание методической помощи родителям воспитанников.

Все больше используются разнообразные формы работы с родителями: родительские клубы, собрания, в которых предусматриваются информационные беседы с узкими, медицинскими специалистами, игровые практикумы и тренинги, консультации педагогов; дни открытых дверей; школы успешных родителей, молодой семьи, здорового досуга; обмен семейным опытом. Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.

Благодаря всем мероприятиям, с учетом образовательного процесса, воспитанники МБДОУ № 22 «Сказка» вступают в социум адаптированными и здоровыми с практическими навыками сохранения и укрепления своего здоровья.

Публикации по теме:

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей В своей работе использую здоровьесберегающие технологии -как системный подход к обучению и воспитанию,построенный на стремленние педагога.

Презентация «Зимние виды спорта» Я считаю, что сейчас, когда в России полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи – 2014 года, вопрос спорта и развитие физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающая деятельность с воспитанниками
Опубликовано: 30 ноября 2012 в 15:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД