МААМ-картинки

Детские сады в годы ВОВ и долг воспитателей военного времени

Людмила Костина
Детские сады в годы ВОВ и долг воспитателей военного времени

Автор: Костина Людмила Николаевна, воспитатель, МКДОУ "Д\С №31" г. Бакал Челябинская область.

Описание: данная статья расскажет педагогам дошкольного образования о положении детских садов и специфике педагогической деятельности воспитателей в военное время.

Назначение: материал будет полезен педагогам дошкольного образования, молодым специалистам в области дошкольного образования, старшим воспитателям, студентам.

Цель: развитие у педагогов активной гражданской позиции и патриотизма на основе исторических фактов.

Публикация «Детские сады в годы ВОВ и долг воспитателей военного времени» размещена в разделах

Задачи: познакомить с отдельными моментами воспитательной работы детских садов в годы Великой Отечественной войны; расширять представления педагогов о значении бессмертного подвига воспитателей в годы войны; воспитывать уважительное отношение к профессии, к доблестной истории своей Родины.

Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений, как использовать события на фронте для воспитания у детей любви к Родине, как развивать у них ненависть к фашистам.

Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. Беззаветно и самоотверженно работали заведующие детскими садами, воспитатели, уборщицы и няни, повара и завхозы. Молодые и старые, только что начинающие работу - все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом.

Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству.

Рассказывать о работе детских садов во время Великой Отечественной войны начнём с цифр. В 1941 году в Советском Союзе было примерно 14300 детских садов. А в 1945-м году — уже более 25-ти тысяч. Статистика этих же лет по яслям — 13135 и 18865.

Причин на то несколько. Конечно, стране требовались трудовые руки. Женщины, как могли, заменяли на рабочих местах ушедших на фронт мужей, братьев, отцов и больше не могли заниматься только домашним хозяйством. Второй фактор: многие области нашей большой страны принимали эвакуированных деток. Уместить их всех в уже открытые сады было невозможно. Так, например, в Алтайском крае количество детских садов за несколько огненных лет выросло от 161-го до 313-ти, а уже после окончания войны — вновь уменьшилось.

Мне рукою машет

Маленький сынок.

Боковой карманчик

От платка промок.

Мальчик синеглазый,

Веточка моя,

Так еще ни разу

Не грустила я.

Тронутся вагоны

Через пять минут,

В первом эшелоне

Детский сад везут.

Дети страшных сказок

Слышать не должны,

Грохота фугасок,

Топота войны.

Вас везут на Каму,

Дальше на восток.

Ты почаще маму

Вспоминай, сынок.

Письма шли почаще,

Буквы не забудь…

Там почтовый ящик

Будет где-нибудь.

На зеленой Каме

Больше не болей,

На прощанье маме

Улыбнись смелей.

Зинаида Александрова, 1944г.

.Благодаря беспрецедентной в мировой практике эвакуации из Москвы были вывезены 63 тыс. дошкольников (97% воспитанников детских садов, но некоторые дети оставались в прифронтовом городе: к декабрю 1941 г. в Москве действовали 17 дошкольных учреждений. В сложные годы войны решением руководства страны кроме «нормального» типа детских садов были созданы дошкольные интернаты (в эвакуации, при крупных предприятиях) и санаторные детские сады для детей с туберкулезной интоксикацией. Стараясь помочь родителями и отвлечь детей от тяжёлых впечатлений, московские педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В. И. Ленина на общественных началах организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.).Дошкольное учреждение служило примером правильного воспитания детей и оказывало помощь родителям в воспитании ребенка в семье. В условиях военной обстановки возросла роль детского сада и требования к педагогу, усилилась ответственность за воспитание детей. Перед детскими садами встала важная задача: принять в детские сады детей мобилизованных, матерей - одиночек и эвакуированных детей, проявлять материнскую заботу о них, охранять жизнь и здоровье.

В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах. Внимание педагогов было усилено на защиту психики ребенка. В период блокады в Ленинграде определение ребенка в детский сад означало спасение и сохранение его жизни. Ленинградцы в невероятно тяжелых условиях организовывали новые детские сады. Почти все детские сады скоро превратились в интернаты. Малыши попадали сюда прямо с эвакопунктов, из опустевших, вымерших квартир, слабые и больные. Часто дети не знали своего имени и фамилии. Педагоги воспитывали не просто словом, прежде всего личным примером. Их опыт поражает любого, кто соприкоснулся с ним.

Основные требования, предъявляемые дошкольным работникам – знание детей и любовь к ним. Требование «знать детей» предполагает воспитание в системе, зрелое методическое руководство. До того ли было, казалось в блокаду? Спасти ребенка, согреть, обласкать. Все воспитатели трудились в очень сложных условиях: недоедали, недосыпали, не имели выходных дней и отпусков, но находили силы в себе шутить и улыбаться с детьми, играть, заниматься с ними, порой заменяя им родителей.

Вспоминая работу дошкольных педагогов, особенно в первые годы войны, поражаешься самоотверженности и мужеству этих людей. Отвечая за жизнь и здоровье своих питомцев они: сохраняли нормальные условия жизни в детских садах, обеспечивали подготовку бомбоубежищ, заготавливали топливо, овощи и т. д. Работающие на кухне из ограниченного ассортимента продуктов старались выполнить меню.

- работникам детских учреждений пришло специальное распоряжение: "Отвлекать детей от разговоров и рассказов о пище". Но как ни старались это делать, не получалось. Шести- и семилетние детишки, как только просыпались, начинали перечислять, что им варила мама, как это было вкусно.

Каждый сотрудник честно выполнял свой долг, понимая огромную ответственность. Война постоянно напоминала о себе и в группах рядом с игрушками лежали детские противогазы. Это было противоестественно, но необходимо. Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости, которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских захватчиков. Дети росли в героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определила их отношение к жизни.

* В начале зимы 1941 года руководителям детских садов Москвы стало ясно, что оставлять деток в зданиях слишком опасно. Поэтому многие не эвакуированные сады перевели в бомбоубежища. Известен пример сада №12, переведённого в убежище, где малыши очень боялись темноты. И тогда старая нянечка Прасковья Фёдорова на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила, чтобы не гасли. Она же придумала показывать детишкам теневой театр и научила тому, что темнота может таить в себе не только страх неизвестного, но и интересную сказку.

* В свободные от смен часы воспитатели рыли окопы — и это касается не только столицы, но и многих городов, к которым приближался враг.

* Тульский детский садик №2 на время войны стал ещё и интернатом, здесь находились и сироты. Воспитатели старались не рассказывать лишний раз детям о войне, ведь горе от неё и так было огромным. Но однажды четырёхлетняя девочка принесла письмо от отца — показать. Письмо прочитали. В нём были строки об однополчанине отца, родом из Минска. Этот солдат очень волновался за свою жену, которая не успела эвакуироваться. И тогда воспитатели написали ответ этому солдату. В письме они утешали его, поддерживали. Узнали об этом дети из старшей группы — и тоже написали свои весточки. Так родилась переписка, которая продолжалась всю войну. Тот боец писал одно большое письмо на адрес садика — а ему в ответ приходило несколько десятков треугольников. Вот цитата одной солдатской весточки: «Дорогие мои! Я вас ведь не видел ни разу, но кажется, знаю всех в лицо! Как я благодарен вам за ваши тёплые, искренние строки! Знали бы вы, как они важны для меня, как я жду их. У меня словно появилось много-много родных.»

* А вот воспоминания методиста А. В. Никулицкой. Речь идёт о переезде-возвращении воспитанников детского сада из Егорьевского района в Москву. «Пятнадцатого октября я получила приказ Отдела народного образования вывезти детей из Егорьевского района в Москву. Шестнадцатого октября я везла детей в автобусе. Километрах в двадцати от Егорьевска (в деревне) наш автобус завяз а грязи. Взрослые, ехавшие с детьми, помогали шофёру — собирали камни, солому и т. д. В это время над автобусом начал кружить вражеский самолёт. Шофёр посоветовал мне вывести из автобуса детей. Когда старшие дети рассмотрели фашистский знак на самолёте, они стали волноваться, а малыши начали громко плакать. Чтобы успокоить детей, отвлечь их внимание, я предложила всем смотреть на большое облако и ждать, как оттуда вылетят наши истребители и прогонят фашистский самолёт. Дети перестали плакать и внимательно смотрели на облако. Вскоре действительно появились три наших истребителя, но с противоположной от облака стороны. Дети услышали шум моторов, повернули головы и увидели, как наши погнали вражеский самолёт. Дети забыли страх — хлопали в ладоши, визжали.

Позднее эти ребята по пути в тыл три раза подвергались налётам. Это были жуткие моменты. Но ребята мало беспокоились, они были уверены, что наши истребители прогонят фашистов как тогда, возле автобуса. Все дети, вернувшиеся в Москву, должны были снова ехать, на сей раз в глубокий тыл.»

* История одного из сельских детских садов Кировской области. В годы войны стало ясно, что прокормить ребят не удастся. Тогда воспитатели им одним ведомым способом раздобыли двух коров. Чтобы накормить рогатых и заготовить им сено, ходили со старшими детьми рвать траву. Брали детей и на дойку, учили доить, но к коровам не подпускали, этим занимались только взрослые. Но дети есть дети, им очень хотелось попробовать «процесс». И вот однажды во время тихого часа три мальчугана отправились к бурёнкам и взялись за дело.

Вес детский сад буквально встал на уши от дикого мычания, раздававшегося в радиусе чуть не пары километров. Когда воспитатели вбежали в сарай, где жили коровы, то увидели, что рогатые зажаты в угол, около них — мальчишки, которые пытаются доить. А чтобы коровы не бодались, двое пацанов взяли несчастных за уши и стали целовать! Такого ужаса бурёнки спокойно перенести не смогли.

В годы ВОВ 20 сентября 1941 г. Челябинское ОблОНО принимает решение «О размещении и обслуживании эвакуированных детей из Москвы, Ленинграда и др. городов». В Челябинской области в военные годы находилось около 300 эвакуированных детских учреждений с контингентом 38 000 человек. Такое большое увеличение в области детей поставило перед ОблОНО задачу на ускоренное строительство дошкольных учреждений.

Саткинский район Челябинской области тоже принял эвакуированных детей и стал временным домом и убежищем для нескольких тысяч детей с разных уголков Советского Союза. Прибывшие в Саткинский район дети из блокадного Ленинграда в конце 1941 года были размещены в с. Айлино и г. Сатке (в здании начальной школы №5); для ослабленных детей были созданы специальные группы санаторного типа. Решение Саткинского райсовета от 20.09.1941 "О размещении эвакуированных детей в Сатке, Бердяуше и Айлино" : ". Постановили: 1. Разместить эвакуированных детей в Сатке - 100 человек, в Бердяуше - 100 человек, в Айлино - 100 человек; 2. Занять под интернаты. в Айлино: начальная школа и интернат.. . Руководителям учреждений, указанных в решении, необходимо было в течение суток освободить помещения и передать их в распоряжение Советов.

Шефство над воспитанниками Айлинского интерната взяли работники сельскохозяйственных артелей.

Так, в марте 1942 года артель "Правда" доставила интернату 220 кг картофеля, 100 кг гороха, мяса; работники артели "Новый труд" оказывали хозяйственную помощь. Работники хлебозавода, взявшие шефство над Саткинским интернатом, писали ленинградцам: "Вы можете не беспокоиться о своих детях, мы сохраним их, ибо мы знаем, что вы защищаете нашу Родину". Так же не могли остаться в стороне и работницы завода, все своё свободное время они проводили с детьми, снабжали дополнительным питанием; женщины из молочно-животноводческого совхоза ремонтировали детям одежду и обувь, заменяя многим воспитанника матерей, бабушек, сестер и подруг.

В 1944 году, после прорыва блокады, ленинградские дети, чьих родителей разыскали, были вывезены из Айлино, а на месте интерната был открыт детский дом для детей сирот.

Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасали детей, они спасали наше будущее.

Литература:

Волкова, Е. И. Итоги дошкольной работы за период Отечественной войны и очередные задачи // Дошкольное воспитание. - 1943. - № 3 - 4. - С. 6 - 11.

Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны : факты и воспоминания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 3. - C. 115 - 122.

Голдовская, А. А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 12 - 20.

Педагогический факультет: 1921-2001/ В. А. Сластенин и др. - М., 2001. - С. 46 - 47.

Флёрина, Е. А., Залкинд, Э. И., Красногорская, Л. И., Метолов, H.A. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики им. В. И. Ленина // Дошкольное воспитание. - 1942. - № 7. - С. 21 - 25.

Саткинский район: энциклопедия / гл. ред. В. В. Большаков. - Челябинск: Образование, 2010 - 985 с.

Публикации по теме:

Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы»Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна "Светофор"Светофор - наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.

Фотоотчет о праздновании Дня военного разведчика в г. КалининградеФотоотчет о праздновании Дня военного разведчика в г. Калининграде Вам, «бойцы невидимого фронта», посвящается! 5 ноября 2015 года у памятника-мемориала Воинам-разведчикам в Парке Победы г. Калининграда прошел.

Консультация для родителей и воспитателей «Детские игры со скакалкой»Консультация для родителей и воспитателей «Детские игры со скакалкой» Люблю свою скакалочку, С собой её ношу. Я в садике среди ребят Лучше всех скачу. Приёмов много знаю, Смотрите, не шучу: Один раз подпрыгну,.

Консультация для родителей и воспитателей «О чем говорят детские рисунки или хорошо ли ребенку в детском саду»Консультация для родителей и воспитателей «О чем говорят детские рисунки или хорошо ли ребенку в детском саду» Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных.

Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду»Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду» Вот уже третий год в нашем детском саду проводится военный парад, посвященный Великой Победе в ВОВ «Мы этой памяти верны». Начинается он.

Открытие военно-патриотического месячника «Воинский долг, честь и судьба»Открытие военно-патриотического месячника «Воинский долг, честь и судьба» В нашей дошкольной образовательной организации прошло открытие военно-патриотического месячника под девизом "Воинский долг, честь и судьба!".

Проект «Знакомство с профессией военного»Проект «Знакомство с профессией военного» Актуальность проекта : Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к.

Сценарий открытого мероприятия «Воинский долг — честь и судьба» в средней группеСценарий открытого мероприятия «Воинский долг — честь и судьба» в средней группе В нашей образовательной организации БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" прошло Открытое мероприятие с родителями "Конкурс чтецов".

Семейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образованияСемейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образования Как социальный педагог дошкольного отделения гимназии хочу вам рассказать о семейных детских садах. 30 октября 2007 г. вышло постановление.

Урок по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Никитушкина Ирина Петровна ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево 8 «Б» класс Обществознание Тема: «Долг совесть» Цель урока: • сформировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские сады в годы ВОВ и долг воспитателей военного времени
Опубликовано: 23 марта 2020 в 10:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД