Получи документы

Статья «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

Татьяна Завалишина
Статья «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму

(Конфуций)

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах и закономерностях. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот

Публикация «Статья „Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах

метод является ведущим, а первые три года- практически единственным способом познания мира. Главное достоинство применения этого метода в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой его обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется мыслительный процесс

• Развивается речь, т. к. ребенку необходимо давать отчет об увиденном, делать выводы.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше выделяет ребенок в исследуемом объекте.

В этой работе можно выделить следующую классификацию детского

экспериментирования :

• По характеру объектов, используемых в эксперименте ( опыты: с растениями, с объектами неживой природы)

• По месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке)

• По причине их проведения (случайные, запланированные, поставленный ответ на вопрос воспитанника)

• По количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные)

• По количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные,

многократные, циклические)

• По характеру включений в процесс (эпизодические, систематические)

• По продолжительности (кратковременные 5-15мин,длительные более 15мин)

Очень важным для достижения поставленных задач, является создание условий для детского экспериментирования.

С детьми в группе можно проводить множество экспериментов, соответствующих времени года.

Например, зимой в игровой форме изготовить цветные украшения изо льда, путем окрашивания и замораживания воды. Осенью, дети узнают что картофель можно не только есть, но и делать из него штампы для печати и показать реакцию крахмала с йодом.

Особое внимание можно уделить экспериментам и циклическим наблюдениям в весенний период. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о растениях. Наблюдать за комнатными растениями, растениями произрастающим на территория детского сада, первоцветами.

Пришла весна и пора готовить рассаду цветов для цветника на участке.

Весенний эксперимент - посадка семян цветов. Цель данного эксперимента заключается в том, что бы дети пополнили знания о цветах, имели представление о семенах лютика; ознакомились с правилами посадки данного растения, аккуратно выполняли полив, рыхление; учились высказывать свои предположения и делать выводы. Все, что находится рядом с детьми привлекает его внимание, вызывает интерес.

Конечно, дети познают мир в процессе любой своей деятельности, но именно в экспериментально - исследовательской деятельности дошкольники получают возможность полностью удовлетворить любознательность (почему, зачем, как устроен мир, возможность наблюдать, принимать непосредственное участие в эксперименте, практикуются в установление

причинно-следственных связей, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет расширять свои представления о мире.

В заключении можно сказать, что экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе и т. д.

Через природу можно расширить кругозор детей о природном и социальном мире, дети научаться мыслить критически. Значительно пополнится словарный запас детей, они будут активнее и увереннее оперировать понятиями, анализировать и обобщать.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Детское экспериментирование - это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию различных сторон.

Детское экспериментирование Удивительные возможности дошкольников делaть порaзительно широкие по своему объему и глубокие по содержанию обобщения – отличaл Лев Семенович.

Игра — путь к познанию предметного мира Уже с самого рождения ребёнок готов к обучению. Всё, что он чувствует, слышит, видит, откладывается в его памяти. Благодаря познавательному.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Познанию окружающего мира» в подготовительной группе. Тема: «Герб и флаг Зеленограда» Цель занятия: Способствовать узнаванию детьми символов родного города Зеленограда – флага, герба, гимна.

Конспект образовательной деятельности по познанию окружающего мира в подготовительной группе «Время»Конспект образовательной деятельности по познанию окружающего мира в подготовительной группе «Время» Задачи. 1) Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью,.

Предметы окружающего мира. Восприятие свойств предметов Предметы окружающего мира Тема: «Восприятие свойств предметов» Цель: развитие восприятия свойств предметов, мышления, внимания и логического.

Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Аннотация. В статье автор акцентирует внимание.

Урок окружающего мира в 1 классе «Человек и птицы» Цель: продолжить знакомить учащихся с многообразием птиц. Задачи: • Рассказать значение птиц в жизни человека. • Побудить у учащихся желание.

Занятие по познанию окружающего мира на тему «Одежда». Задачи: Рассказать о разных видах одежды, её изготовлении. Познакомить с процессом портного (портнихи).Учить бережно относиться к своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 07:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД