Приложение МААМ

Статья для воспитателей «Связная речь и мнемотехника»

Букарева Елизавета Сергеевна
Статья для воспитателей «Связная речь и мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья для воспитателей «Связная речь и мнемотехника»

Выполнила воспитатель : Букарева Елизавета Сергеевна

2021 год

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Публикация «Статья для воспитателей „Связная речь и мнемотехника“» размещена в разделах

Современные дети к пяти годам должны овладеть всей системой родного языка: говорить связно; ясно и четко излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и воспроизводить многосложные слова.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление,

• зрительную и слуховую память,

• зрительное и слуховое внимание,

• воображение,

связную речь,

• мелкую моторику рук

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в образовательный процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. д. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, ребенок не сможет понять текста, если в воображении не возникнет определенный зрительный образ.

Мнемотехника способствует развитию памяти, логического мышления (умения анализировать, систематизировать) и образного мышления. Эффективность использования технологии зависит от определенных условий:

• содержание материала должно быть доступно для восприятия ребенка данного возраста;

использование различных приемов наглядного моделирования: пиктограммы (примеры пиктограмм - дорожные знаки, заместители, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого, к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение;

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и детей, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. Происходит обработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем.

4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы

5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему

Мнемотаблицы можно использовать в разных видах деятельности:

• Игровая.

Цветные мнемотаблицы с описанием подвижных игр — помощники в работе с детьми дошкольного возраста. Обычно такие мнемотаблицы начинают использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, также мнемотаблицы можно использовать в дидактических играх, что способствуют развитию связной речи.

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Примером мнемотехники в детском саду могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

• Двигательная.

В физическом развитии детей используются мнемокартинки. Например, выполнение общеразвивающих движений и разнообразных исходных положений тела с использованием спортивных атрибутов и без них;

• Познавательно – исследовательская деятельность.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и пр. Решить успешно эти задачи помогают мнемодорожки. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются мнемотаблицы по блокам «Зама»; «Весна»; «Лето»; «Осень».

• Формирование элементарных математических представлений

Круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить, применяя мнемотехнику, это: закреплять представления о геометрических фигурах; знакомить детей с цифрами, знаками; закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание).

• Изобразительная

Рисование – один из любимых видов детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте используется методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге.

• Коммуникативная.

Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

При обучении составлению рассказов-описаний используются сенсорно-графическая схема В. К. Воробьёвой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. Существуют схемы описательных рассказов, по материалам методики Т. А. Ткаченко, Л. Е. Ефименковой. Эти схемы в рисованном виде представляют ребёнку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Такие схемы составляются для каждой лексической темы и являются универсальными для любого предмета.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Таким образом мы выяснили, что развитие связной речи у детей характеризуется определенными трудностями и особенностями. Нами было раскрыто понятие «мнемотехника» и роль мнемотаблиц, важность опоры на визуальный образ, ведь ребенок не сможет понять текста без зрительного образа. Мы выяснили, что мнемотаблица является эффективным способом развития связной речи, так как возможности мнемотаблиц колоссальны. С их помощью улучшается развитие памяти, мышления, воображение, внимания, и других психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотаблицы можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов и т. д.

Публикации по теме:

Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду»Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду» В рамках муниципальной опорной площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении» Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенкомМнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком Есть несколько способов заучивания стихотворений. Самый простой и эффективный способ выучить стихотворение – это зарисовать его, а потом.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья для воспитателей «Связная речь и мнемотехника»
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 17:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья для воспитателей «Связная речь и мнемотехника»» (включая файлы) размещена пользователем Букарева Елизавета Сергеевна (УИ 1532408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД