Лучший педагог года

Формирование навыка беглого чтения у обучающихся с умственной недостаточностью на уроках чтения

Ольга Печникова
Формирование навыка беглого чтения у обучающихся с умственной недостаточностью на уроках чтения

Вопрос, как научить учащихся читать, интересует каждого учителя. А учителей, обучающих учащихся, с интеллектуальными нарушениями, в большей мере, т. к. от уровня выработки быстрого, осознанного, правильного и выразительного навыка чтения зависит эффективность освоения программного материала и в целом успешность обучения.

Формирование навыка чтения — это сложный комплекс умений.

Публикация «Формирование навыка беглого чтения у обучающихся с умственной недостаточностью на уроках чтения» размещена в разделах

Это и умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного, способ чтения (по буквам, по слогам, словам и по слогам, словами, умение правильно читать (без технических ошибок и искажений, выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания, темп и скорость чтения.

Каждый из компонентов (выразительность, осознанность, беглость и правильность, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется у школьника, отрабатывается как умение, а за тем посредством различных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что учащийся научился читать без напряжения.

Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работая над всеми четырьмя навыками чтения.

Сегодня мы остановимся на выработке навыка беглого чтения.

Умственно отсталые учащиеся допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывая окончания и т. д., поэтому часто видим угадывание чтения слов. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении между учащимися.

Смысловая и техническая стороны навыка чтения взаимодействуют друг с другом в процессе его развития. По мере развития технической стороны осознание читаемого становится главным качеством, ради которого существует сам процесс чтения.

Умственно отсталые школьники, вследствие сниженного познавательного интереса, самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания учителя по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточным для выработки техники чтения. В связи с этим возникает вопрос о такой организации урока, когда все ученики прочитывают текст неоднократно, и остаются активными на протяжении всего урока.

Как показали исследования психологов, громкое чтение способствует лучшему пониманию материала, учащиеся при этом не только видят текст, но слышат и произносят его. В процессе работы над текстом, чтобы сохранить интерес у учащихся на протяжении всего урока, необходимо при каждом повторном чтении менять задания. Здесь применимо выборочное чтение, чтение по абзацам, по цепочке, чтение по ролям, ответы на вопросы учителя строчками из текста произведения.

Становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей — процесс достаточно длительный. Темп и скорость чтения учеников одного класса различны. Без целенаправленной работы многие школьники так и не достигают уровня взрослого чтеца.

На уроках необходимо продумывать и организовывать эффективную работу по сочетанию разных приёмов организации чтения.

Познакомлю с рядом тренировочных упражнений для выработки беглости чтения. Например, упражнение «Буксир».

Учитель громко читает текст в пределах скорости чтения учеников. Ученики читали тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Внезапно учитель останавливается, учащиеся показывают место в тексте, где прервался текст. Таким образом, проверяется внимание и соблюдение режима скорости чтения.

Как вариант этого упражнения - прочтение текста можно предложить хорошо читающему ученику.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, учащиеся подстраиваются под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать «про себя», дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те учащиеся, которые правильно «уловили» темп чтения, должны «встретиться» с ним на одном слове.

Тренировочное упражнение «Найди ошибку!» Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что ученики имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «Чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и аудиозапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Важно помнить, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается больше. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить упражнения, длинные по времени, а давать короткими порциями, но с большей частотой. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если учащиеся просматривают презентации с адаптированным текстом.

С целью выработки навыка скорочтения, после ознакомления и осмысления содержания текста, эффективным является хоровое чтение (жужжащее, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее читает в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у учащихся положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 1 минуты, затем мы останавливаемся и начинаем третье упражнение: читаем текст чуть медленнее, но красиво и выразительно. Если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Перед учащимися стоит цель: увеличить скорость чтения слов в минуту за учебный год. Все по-разному относятся к своим достижениям, но в основном стремятся к улучшению своих результатов.

По результатам проверки техники чтения обучающихся ОУ в период - начала учебного года – конец учебного года, прослеживается положительная динамика и средний темп чтения увеличивается из года в год. В каждом классе в системе заполняются «Читательские дневники», поддерживается тесная связь со специалистами Городской библиотеки, отводится время для самостоятельного чтения в режиме внеурочного времени. Это дает свои положительные результаты в процессе формирования навыков чтения. В формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения.

Специальная работа над развитием смысловой догадки очень важна, потому что у умственно отсталых детей любая интеллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование.

Смысловая загадка играет важную роль в формировании навыка беглого чтения. При её появлении увеличивается темп чтения, так как учащиеся читают одну часть текста, а о другой (например, о слове или словосочетании) они уже догадываются. С целью развития смыслового прогнозирования после анализа прочитанного, на доске учитель записывает часть текста с пропуском слов. Учащиеся сначала читают текст про себя, угадывают слова, затем работают с учителем. Например, в 7 классе после прочтения и анализа сказки «Сивка-бурка» на доске можно записать текст с возможностью работы над смысловой догадкой по данному произведению. Например: «Жил-был …., и было у него три …. Младшего все …. звали. Посеял раз старик …. Добрая уродилась…., да только повадился кто-то ту…. мять да …». Так же для развития навыка смысловой догадки можно давать учащимся следующие задания:

• Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?

• Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

• Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.

• Закончите предложение.

• Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.

• Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.

Последние четыре типа заданий можно использовать и на других уроках. Чтобы сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне предложения, учитель просит сначала прочитать его про себя, а затем вслух с заполненными пропусками, например: (Наступила дождливая.. Дует холодный. .).

Упражнения подобного рода приучают детей прогнозировать одно-два слова, ориентируясь на контекст. При этом процесс чтения заметно убыстряется, так как ученик в момент произнесения предыдущих слов мысленно успевает воссоздать последующие слова. К сожалению, больших успехов в развитии смысловой догадки у умственно отсталых учащихся ждать не приходится, но при правильно организованной работе некоторые результаты вполне возможны.

Не менее важна для формирования навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Она позволяет читающему помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Умственно отсталые учащиеся испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Ученики, прочитав второе слово предложения, могут забыть первое; записав одно слово из продиктованной фразы, не могут вспомнить ее остальную часть.

Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезны зрительные диктанты. Как вид работы их применяют на уроках грамматики и правописания в процессе орфографической пятиминутки.

Одним из направлений организации учебного процесса является дифференциация обучения. Дифференцированное обучение в нашей школе играет двоякую роль, во-первых -в одном классе-комплекте обучаются учащиеся, осваивающие разные программы, во-вторых- учащиеся, которые осваивают одну программу имеют индивидуальные особенности, способности и уровень развития учебных умения и навыков. При такой организации, учащимся, освоивших слоговое чтение, обучающиеся в классе с только начинающими называть буквы и читать слоги, приходится в большей мере заниматься самостоятельно и увеличивается доля упражнений в чтении материала про себя. Индивидуальный подход в учебном процессе предполагает действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Без этого невозможно успешное формирование универсальных учебных действий каждого ученика с учетом его возможностей и способностей.

Таким образом, успешность формирования прочных навыков чтения заключается в систематической плодотворной работе учителя и ученика, в использовании традиционных упражнений, приёмов и методов, дифференцированного подхода.

Публикации по теме:

«День чтения». Путешествие в город книг«День чтения». Путешествие в город книг Все дети очень любят книги. Активно и с удовольствием их рассматривают, с интересом слушают чтение взрослого вслух, читая вдумываются, мыслят,.

«Димитриевские чтения» (фотоотчет)«Димитриевские чтения» (фотоотчет) Вчера была на VIII образовательных районных "Димитриевских чтения". Эти образовательные районные "Димитриевские чтения" проходят в рамках.

Фотоотчет «Рождественские чтения-2018»Фотоотчет «Рождественские чтения-2018» Доброго всем утра, уважаемые коллеги. В ожидании Нового года и Рождества Христова,хочу вспомнить уходящий год, вернее его начало. А.

Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения». Часть 1Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения». Часть 1 Фотоотчёт "Городские Бианковские чтения", часть 1 Во всех образовательных учреждениях города, в том числе в нашем МАДОУ "Детский сад №4.

Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения»Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения» Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения». Часть 2 Я уже публиковала материал по Бианковским чтениям, которые проходили в нашем детском.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Лапцуевские чтения на Ямале ВидеоЛапцуевские чтения на Ямале Видео Вот уже на протяжении нескольких лет в нашем Ямало-Ненецком автономном округе проходят Лапцуевские чтения. В этом году XXX юбилейные Лапцуевские.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы)V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы) Совсем недавно,25-26 марта,я приняла участие на v международном Байкальском Родительском Чтение "Приобщение к региональной культуре в.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка беглого чтения у обучающихся с умственной недостаточностью на уроках чтения
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 21:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД