Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

светлана хименко
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Хименко С. В. – воспитатель

Ельцова М. А. – воспитатель

БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа. Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса у детей к русским традициям, к национальному фольклору. Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о национальных праздниках своего народа[1, c.56].

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

Выбор нашей темы не случаен. Поскольку духовно-нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.

Целью нашей работы является:

Развитие у детей духовно- нравственных качеств, посредством театрализованной деятельности.

Общая цель вывела на постановку следующих задач:

1. Знакомить детей с культурой и историей своего народа через театрализованную деятельность;

2. Формировать у детей духовно- нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек.

3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно- нравственному воспитанию детей.

Средства реализации задач:

1. Знакомство детей с культурой и историей своего народа лучше начинать через знакомство с народными сказками, потешками, колыбельными. Мы начинали свою работу с детьми первой младшей группы. Т. к. в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а показать сказку. Так у нас появилась идея создания театрального уголка.

Мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, печатный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки, кукольный, конусный театр. А так же костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски, куклы из ложки, наголовники, природный материал, касса, билеты.

Шумовые и народные инструменты: рубель, ложки, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.

Народно-прикладное искусство: игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.

Это совместный проект ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ.

2. Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, мы считаем духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.

Основой педагогической технологии в нашей работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.

Нашу работу мы начинали, привлекая детей для участия в кукольном театре. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников;

3. Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации на темы нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление стенгазет, афиш, изготовление кукол совместно с детьми.

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, обычаях своего народа, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др. —3-е изд., перераб. и дополн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера ТЦ, 2003. — 128 с.

3. Доронова Т. Н. Играем в театр. Просвещение. 2004.

Публикации по теме:

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников .

Духовно-нравственное становление детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны.

Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Крылова Ольга Юрьевна Практико-значимый проект «Формирование духовно - нравственных ценностей у.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.

Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем» В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи Морозова Ирина Владимировна, воспитатель, МБУ детский сад № 143 «Бусинка» г. Тольятти КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с ОБЖ .

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 26 марта 2016 в 17:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток с детьми подготовительной группы
Прежде чем мы займемся изготовлением кукол из ниток, я бы хотела рассказать что такая работа вполне по силам детям с 5-7 лет. Изготовление игрушек из...
Психологическая игра «Чудесное путешествие в страну Права» (набор №2)
Аннотация Учебно-методическая разработка психологической игры «Чудесное путешествие в страну Права» способствует расширению педагогического...
Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход».
Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения. Задачи: - учить отвечать на вопросы по тексту; - довести до сознания детей, к чему может...
Лэпбук как инновационная технология
Нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса принято называть инновациями в образовании. Это не для кого...
Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной...
Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить понимать и использовать в речи слова в их переносном значении; - учить...