Ирина Фоменко
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в опасных ситуациях, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся опасностях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасных ситуаций.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания ребенка: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Нет таких правил поведения, которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться.
Таким образом, формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
С младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. Детям предлагаются сведения о назначении предметов, развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами. Детям прививаются навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.
В старшем возрасте решаются задачи безопасного поведения в природе, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). Необходимо формировать у детей чувства осторожности (учить детей избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, давать знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учить, как вести себя с незнакомыми людьми). При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С. Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом.
Рекомендуется использовать различные методы, включая:
Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки
Можно рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа. С помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым. Полезно использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые персонажи.
Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, работы в тетрадях, рисование на различные темы. Но нужно помнить, что главное – это личный пример воспитателей и родителей.