Папки-передвижки

Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста»

Наталия Чеботарь
Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста»

В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья.

Сегодня изменилось отношение государства к семье. Впервые в Законе «Об образовании» в ст. 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Публикация «Статья „Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Однако отсутствие у родителей воспитательных навыков, опыта, а так же чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания бабушкам, дедушкам, изменяет содержание воспитательного процесса, процесс воспитания становится непостоянным и может проявляться в отсутствии у ребенка необходимых мотивов, знаний, умений и навыков. В виду занятости родители нередко ищут информацию по воспитанию ребенка в Интернет ресурсах, к сожалению, эта информация не всегда бывает конструктивной

Ситуация осложняется тем, что в настоящее время отсутствует четкое представление о педагогической компетентности родителей и средствах ее формирования в современных условиях.

Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить воспитательный опыт родителей, опираясь на педагогику игры, помочь осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи тестов, анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, были разработаны направления в работе, которые менялись с возрастом детей и потребностями родителей.

Направление работы определило и форму работы с семьёй : круглый стол; деловая игра; диспут; семинар-практикум; консультация; беседа; родительское собрание; вечера-развлечения; брейн-ринг; решение проблемных педагогических задач; тестирование; досуговые формы общения детей и взрослых; вечер вопросов и ответов.

Родительские консультации реализуются как форма ознакомительной работы с родителями. В рамках консультаций родители получают информацию о различных аспектах воспитания детей от специалистов – педагогов и психологов. Тематика консультаций: «Развитие познавательных процессов у дошкольников»; «Особенности возраста»; Роль игры в развитии ребенка», «Воспитание дружеских отношений в семье», «Наши вредные друзья – полезные привычки», «Вежливость воспитывается вежливостью» и т. д.

В рамках круглого стола родители могут высказать свою точку зрения по вопросу воспитания и развития детей, узнать мнение других родителей, выслушать комментарии специалистов. Круглые столы помогают родителям осмыслить индивидуальную концепцию воспитания, получить эмоциональную поддержку и найти решение некоторых воспитательных задач. Тематика круглых столов «Реклама и ребенок»; «Поход с ребенком в магазин»; «Когда и каких специалистов посещать», «Как провести выходной с ребенком», «Дружная семья – залог правильного воспитания ребенка», «В каждой семье свои традиции».

Обучающие практические занятия направлены на обучение родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком через игру. Занятия проходят в интерактивном режиме. Темы практических занятий: «Играем вместе»; «Занимательные опыты и эксперименты для детей в домашних условиях»; «Играем на улице»; «Чем занять ребенка в поездке», «Поощрения и наказания» и т. д.

Заинтересованность родителей вопросами воспитания, желание получить новые знания о всестороннем развитии ребенка способствовало реализации следующей формы работы - «Вечера вопросов и ответов». Эта форма предполагает обогащению знаний о предметном, рукотворном, природном и социальном мире. Заранее для родителей планируется и оглашается тема встречи, например: «Речевое развитие детей в процессе социального воспитания», «Детский сад и социальные проблемы», «Как отвечать на детские вопросы», «10 рецептов против жадности», «Если ребенок не внимателен» и т. д. Взрослые имеют возможность подумать о том, что их интересует, задать свой вопрос и узнать что-то новое для себя. Данные встречи способствуют становлению эмоционально-комфортного общения между педагогом и родителями.

Также были разработаны тематические рекомендации : «Игры с буквами»; «Игры на развитие памяти», «Играйте вместе с детьми», «Агрессивный ребенок», «Влияние родительских установок в развитии детей», «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях», «Русская мудрость о воспитании» и т. д.

Используемые деловые игры: «Учимся играя», «Учимся общаться с ребенком», «Под защитой закона» помогли добиться самостоятельности, творческой активности каждого родителя. Они максимально активизировали имеющиеся у участников игры знания, создавали удачный эмоциональный климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом. В наибольшей степени в этих играх отрабатывалось умение принимать решения в реальной производственной ситуации, защищать это решении, быть инициативным и проявлять творческое отношение к своим обязанностям.

Все перечисленные формы работы с родителями дошкольников позволяют :

- усилить позицию родителя через осознание своей роли воспитателя и собственных педагогических установок,

- выработать у родителей навыки использования полученных знаний о возрастных особенностях и возможностях, перспективах развития ребенка,

- сформировать и повысить у родителей компетентность в вопросах развития и воспитания детей.

Таким образом, решаются множественные важные задачи “взросления” каждого родителя, как воспитателя: повышение родительской компетенции и уверенности; помощь и поддержка родителей в своей родительской позиции; осознание стереотипов родительского взаимодействия с ребенком; расширение возможностей выбора конструктивных отношений внутри семьи. У родителей – не просто как у самых близких людей, а как у профессиональных воспитателей – появляются реальные возможности актуальной, целенаправленной поддержки развития гармоничного внутреннего мира ребенка, формирования его нравственных основ, морали, образования личностных, ценностных ориентаций, становления его личности.

Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь воспитательный процесс.

Публикации по теме:

Что стоит за формированием личности дошкольника? Что стоит за формированием личности дошкольника? Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ.

Моя жизнь в детском саду.Моя жизнь в детском саду. Так мы занимаемся, играем и выступаем в детском саду. Радость, которую доставляют детям музыкальные занятия, праздники, благотворно действуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 20:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД