Папки-передвижки

Формирование певческих навыков старших дошкольников (для начинающих специалистов из опыта работы)

ирина витальевна рассомаха
Формирование певческих навыков старших дошкольников (для начинающих специалистов из опыта работы)

Рассомаха Ирина Витальевна Полякова Галина Эдуардовна

музыкальные руководители МБДОУ № 147 г. Брянска.

«Формирование певческих навыков у старших дошкольников»

(рекомендации для начинающих музыкальных руководителей).

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Эмоциональный отклик на звуки музыки проявляется в процессе формирования личности ребенка одним из первых.

Публикация «Формирование певческих навыков старших дошкольников (для начинающих специалистов из опыта работы)» размещена в разделах

В процессе реализации задач в области художественно-эстетического развития дошкольников мы хотели бы подробнее рассмотреть тему приобретения детьми опыта в музыкальной деятельности.

Рассмотрим раздел «Пение» образовательной программы дошкольного образования : Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыка для детей - первая возможность выразить себя в мире - песни. Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ более конкретным. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой. Следовательно, занятия пением укрепляют детское здоровье.

Часто в работе над развитием певческих навыков у старших дошкольников начинающие музыкальные руководители сталкиваются с целым рядом проблем: неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук, невнятная дикция.

Мы хотим поделиться опытом своей работы в этом направлении. Заранее оговоримся: в нашем ДОУ два музыкальных руководителя, работающие в тандеме в процессе каждого занятия. Один музыкальный руководитель на занятии выполняет роль аккомпаниатора, другой - обучающего педагога. Такой вариант работы дает возможность второму музыкальному руководителю не отвлекаться на музыкальное сопровождение занятия, а все время уделить развитию музыкальных навыков детей, их эмоциональности.

Это и наглядность, и дирижерские жесты, и оценка исполнения задания, а также выявление детей, затрудняющихся в выполнении заданий и нуждающихся в дополнительной индивидуальной форме работы.

Итак, перед музыкальным руководителем ставится задача развития вокальных навыков :

певческая установка;

• дыхание;

• артикуляционная гимнастика;

• дикция;

• звукообразование;

• чистота интонации;

• строй, ансамбль.

Приступая к работе по развитию певческого голоса, прежде всего обращаем внимание на певческую установку детей. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:

Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие

У нас спинки пряменькие.

Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком, поэтому любое вокальное занятие рекомендуем начинать с дыхательных упражнений, таких как: «Надуваем шины на машине», «Греем руки», «Дуем на листики, снежинки» - для протяжного выдоха, «Закрываем окна, двери, чтоб не дули к нам метели», «Сдуваем снег», «Задуваем огоньки» - для резкого короткого выдоха. В качестве ощущения собственной диафрагмы и процесса вдоха и выдоха, обозначаем с детьми «шарик на животе», который то сдувается, то надувается. Для регулирования носового дыхания проводим упражнение «Вдох и выдох».

Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Следующим этапом работы на занятии является артикуляционная гимнастика, проводимая систематически на каждом занятии и сочетаемая с элементами массажа мышц лица и шеи. Используем собственный показ работы языка, губ, челюстей. Стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком. Артикуляционная гимнастика решает задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощает ребёнка, готовит певческий аппарат к распеванию. Г. А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Можно использовать в работе :

– утрированный показ;

артикуляционную гимнастику:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки,

озвученную артикуляционную гимнастику:

• рисуем голосом «полет на Луну»,

«Падение листочка»

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.

Мы стараемся научить детей певческой дикции, объясняя им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываем, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации:

Рано-рано поутру пастушок: ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему замычали: Му-му-му!

И пошли овечки около речки: Бе-е-е, бе-е-е.

И пошли конё чки около горочки: И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!

А наши козочки пошли по горочке:Ме-е-е,ме-е-е.

И пошли свинушки около нивушки: Хрю-хрю-хрю,хрю-хрю-хрю!

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:

– пропевание гласных А-Э-И-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных рекомендуем использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков. Надо следить, чтобы во время пения рот был округлым, как будто бы держишь во рту небольшую сливу. При смене гласных звуков не дёргать губами, а то звук сразу потеряет свою форму и станет некрасивым. Мышцы лица не напрягать. Открывать рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он, как бы, расправляется. Звук может быть тихим, не очень громким и громким.

Гласные звуки можно менять. Если не хватает дыхания, то после лёгкого, короткого вдоха снова повторить звучащую гласную и незаметно «влиться» в звуковой поток.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:

– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука,

например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;

– картинки, основанные на ассоциациях;

– различные наглядные пособия.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме. Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:

– распевки, построенные на тоническом трезвучии;

– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Они дают больше знаний о музыкальных звуках и способствуют развитию точной интонации. Ребенок должен получить о звуках совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, долгий, короткий, сердитый, ласковый, нежный. Для формирования точной интонации, детям нужно объяснить: «Чтобы кукла заснула, ты будешь петь колыбельную медленно, протяжно, ласково, ведь это не танец и не марш». Можно повторить эту колыбельную с именами, чтобы гласные звуки плавно переходили один в другой, как ручейки в речку. Песня тогда станет красивой и выразительной.

Чтобы изобразить звуки колокола, нужно спеть песню быстро, энергично, четко выговаривать все гласные и согласные звуки. Они, как мячики, должны отскакивать от языка, звонко и округло.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя дает прием пения «цепочкой». Дети осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, например, русские народные прибаутки «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г. Лобачева и др. В работе над ансамблем и строем используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем, поочередное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель, «песенки-эхо»и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Работая над формированием певческих навыков, всегда надо помнить об охране детского голоса и слуха. Оберегать от распространенной эстрадной манеры пения и форсированного звучания, требующих определенных навыков, которых в силу возрастных особенностей дошкольников, пока еще нет.

Таким образом, планомерная, грамотно выстроенная работа по развитию у дошкольников

певческих навыков дает следующие результаты:

• Дети более эмоциональны и раскованны на занятиях, праздниках и развлечениях.

• У детей сформировались певческие навыки : они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.

• В сопровождении фортепиано дети чисто интонируют, развита дикция, артикуляция.

• Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.

• Научились петь эмоционально, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.

Публикации по теме:

Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Предлагаю вашему вниманию.

Приложение к консультации для музыкальных руководителей Предлагаю вашему вниманию приложение в виде презентации для консультации музыкальных руководителей. Эти материалы были подготовлены для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование певческих навыков старших дошкольников (для начинающих специалистов из опыта работы)
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 17:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД