Надежда Павлова
Статья «Готовность старшего дошкольника к обучению в школе».
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Павлова
Готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Все родители шестилеток и семилеток с радостью и некоторой тревогой ждут того момента, когда их ребёнок пойдёт в первый класс. Они задумываются о том, понравится ли малышу в школе, всё ли он будет успевать, найдёт ли там новых друзей. Но не все родители могут для себя сформулировать: «что же такое готовность к школе?»
Публикация «Статья „Готовность старшего дошкольника к обучению в школе“,» размещена в разделах
Период между шестью и семью годами определяется как переломный, суть которого состоит в фактическом переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
В этот период наблюдается выраженная перестройка во многих сферах развития ребёнка. Наблюдается активизация физического развития, увеличивается рост и масса тела, изменяются пропорции тела ребёнка. Происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, формируются двигательные качества, укрепляются мелкие мышцы кистей рук и стопы. Это имеет важное значение для подготовки руки к письму и профилактики плоскостопия. Увеличиваются психофизиологические ресурсы мозга: размер коры больших полушарий мозга составляет на седьмом году жизни до 80-90% размеров поверхности мозга взрослого человека. К шести годам процесс возбуждения и торможения лучше сбалансирован. Возрастает способность к произвольному управлению поведением. Это проявляется как во внешних действиях, так и во внутренних процессах: внимании, восприятии, памяти.
Таким образом, организм старшего дошкольника «созревает» к школе.
Понятия «готовность к школе» и «школьная зрелость» связаны между собой, но не идентичны.
Под школьной зрелостью понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического школьного обучения, учебные нагрузки, новый режим жизни являются доступными для ребёнка и не вызывают нежелательных перегрузок его организма.
К информативным показателям школьной зрелости относятся:
Нормативные показатели физического развития (соответствие роста и массы тела возрастным нормативам, смена молочных зубов на постоянные и т. п.)
Степень развития речи (отсутствие дефектов произношения, объём словаря, разнообразность речевых конструкций)
Успешность выполнения ориентировочного теста на «школьную зрелость» Керна-Ирасека
Развитие произвольного внимания.
Опыт показывает, что в период от шести до семи лет происходит интенсивное формирование школьной зрелости. В результате к семи годам подавляющее большинство детей может быть отнесено к высокому и среднему уровню школьной зрелости.
Если школьная зрелость выступает как прежде всего как функциональная зрелость организма, то готовность к школе предполагает достижение ребёнком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.
Таким образом, готовность к школе является результатом продуманной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и детском саду. Она выступает как интегральная характеристика достигнутого ребёнком к моменту поступления в школу уровня интеллектуального, нравственно-волевого, личностного и физического развития. Готовый к школе ребёнок активно принимает новую позицию школьника, успешно выполняет новые требования к деятельности и поведению, демонстрирует высокую продуктивность обучения.
Личностная готовность.
Для выявления отношения детей к предстоящему обучению можно просто побеседовать о школе. Вопросы позволяют выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе. Примерное содержание вопросов следующее:
1. Хочешь ли ты учиться в школе. Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку).
2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объём сведений о школьной действительности, которыми располагают дети).
3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе).
4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе).
5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему обучению).
Высокий уровень личностной готовности предполагает наличие у ребёнка учебно-познавательного мотива поступления в школу, большого объёма знаний, информированности и высокую самооценку.
Нравственно-волевая готовность
Проанализировать деятельность ребёнка можно с позиции следующих компонентов нравственно-волевой готовности:
Организованность: готовность к деятельности, наличие принадлежностей, умение точно выполнять указания взрослого или следовать своему плану.
Дисциплинированность: умение сохранять внимание, не отвлекаться, своевременно выполнять все задания, относить общие указания взрослого к себе лично, чутко реагировать на замечания.
Самостоятельность: выполнять задания без помощи взрослого, не повторять чужих ошибок, после выполнения задания попытаться проверить его, исправить ошибки.
Культура поведения: умение соблюдать правила – поднимать руку, сдерживаться, правильно обращаться ко взрослому; дружеское отношение к сверстникам.
Эмоциональное состояние: положительный настрой, проявление живого интереса к занятию.
Интеллектуальная готовность
Важнейшими компонентами интеллектуальной готовности являются:
Объём знаний ребёнка, их полнота, правильность, умение оперировать знаниями при выполнении разных заданий.
Состояние речи.
Овладение элементарной учебной деятельностью: умение внимательно слушать задание, своевременно приступить к его выполнению, добиться результата, проявить стремление к самопроверке, оценить свою работу и работу сверстника.
Способность детей к элементарному анализу, сравнению, рассуждению, несложному обобщению с позиции имеющихся знаний и личного опыта.
Состояние внимания, его устойчивость, проявление интереса к учебной деятельности, активность и работоспособность.
Подготовить ребёнка к школе – это не значит научить его читать и писать.
Необходимо создать условия для всестороннего развития, формировать личность, воспитывать потребность к деятельности, в том числе и умственной. Нужно знать и понимать своего ребёнка.
И тогда наступит этот радостный и долгожданный момент поступления в школу!