Светлана Клементьева
Консультация «Играем — свои права мы изучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
«Играем – свои права мы изучаем»
КлементьеваСветлана Сергеевна
воспитатель ГБДОУ №14,
г. Санкт-Петербург.
Серия дидактических игр, представленных ниже, предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлены на расширение у них первоначальных правовых знаний на основе Конвенции ООН о правах ребенка. Содержание игр основано на использование иллюстраций сюжетов хорошо известных сказок и литературных произведений, помогающих раскрыть содержание основных статей.
Публикация «Консультация „Играем — свои права мы изучаем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
На иллюстрациях изображены сюжеты из следующих сказок и литературных произведений: Ш. Перро «Красная Шапочка» и «Золушка», А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»; русских народных сказок «Царевна лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Волк и семеро козлят»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»; братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; К. Чуковский «Бармалей», «Муха-цокотуха».
Игровой характер подачи материала предоставляет педагогу широкую возможность разнообразить занятия, переключать внимание детей от документа, изложенного непростым юридическим языком, на обсуждение любимых сказочных персонажей и литературных героев, их характеров и поступков. Дети упражняются в умении рассказывать о своем отношении к конкретному поступку того или иного литературного героя, понимать скрытые мотивы поведения персонажа. Они учатся отвечать на вопросы проблемного характера, на вопросы на понимание услышанного. У ребят развивается диалогическая речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
Дидактическая игра «Такие разные дома»
Задачи:
— продолжать расширять область правовых знаний;
— формировать у детей навыки работы с иллюстрациями для определения своей позиции;
— подбирать пословицы и объединять некоторые статьи из Конвенции в соответствии с темой сюжетной картинки;
— развивать нравственно-патриотические чувства.
Материал:
— макеты домиков, под крышей которых расположены сюжетные картинки на темы «Семья», «Школа», «Родина», «Больница», «Дети»;
— иллюстрации сюжетов следующих сказок: «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», «Простоквашино», «Буратино», «Незнайка и его друзья», «Бармалей», «Доктор Айболит», «Цветик-семицветик», «Малыш и Карлсон», «Маугли», «Хаврошечка».
Предварительная работа:
— знакомство со статьями из Конвенции: № 1-6,11,13 и 17, 16,23 -25, 28-29.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки каждого домика, уточняет их тему. Далее предлагает вспомнить известные статьи из Конвенции, которые подойдут к тематическим картинкам.
«Семья»:
— дети имеют право жить вместе с родителями;
— родители несут ответственность за воспитание детей, проявляют о них заботу;
— ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
«Школа»:
— все дети имеют право на образование и личное развитие;
— государство поощряет выпуск и распространение детской литературы, средства массовой информации, полезной для развития ребенка.
«Родина»:
— ребенок имеет право на имя и гражданство;
— государство несет ответственность за соблюдение прав ребенка;
— государство обеспечивает социальное обеспечение детей;
— принимает меры для борьбы с незаконным перемещением и возвращением детей из-за границы;
— защищает от всех форм насилия, защищает в военное время.
«Больница»:
— дети имеют право получать медицинскую помощь;
— дети, находящиеся в больнице, имеют право на то, чтобы соблюдались наилучшие условия их содержания и лечения.
«Дети»:
— все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, они должны иметь еду, одежду и жилье;
— дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование;
— все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья;
— все дети имеют право на личную жизнь;
— все дети имеют право высказывать свое мнение.
По окончании беседы, дети распределяют иллюстрации сюжетов знакомых сказок и литературных произведений по тематическим домикам, объясняют свой выбор, подбирают пословицы к каждой названной теме.
Дидактическая игра «Правокубик»
Задачи:
— формировать всеобщий характер тех прав, о которых говорится в Конвенции, понимание взаимозависимости прав и обязанностей;
— побуждать детей к анализу заданной ситуации с разных позиций
Материал:
— кубик, на сторонах которого наклеены иллюстрации сюжетов из сказок и литературных произведений (можно оформить несколько кубиков)
Ход игры:
Воспитатель, держа в руках кубик, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
— сейчас я брошу кубик кому-нибудь из вас. Тот, кто поймает кубик, должен узнать сюжет сказки, назвать ее и рассказать о том, к какому праву можно ее отнести. Например: сказочный домик и волк (сказка «Красная Шапочка» — нарушено право о неприкосновенности жилища, никто не имеет права покушаться на жизнь и здоровье человека). В некоторых случаях (сказка «Буратино») воспитатель вместе с детьми уточняют взаимозависимость прав и обязанностей (дети не только имеют право на образование, но и обязаны учиться и развиваться).
Дети поочередно бросают друг другу кубик.
Дидактическая игра «Звонят, откройте дверь»
Задачи:
— формировать понятие личной безопасности, о неприкосновенности жилища;
— учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только тем людям, которые живут с ними в одной квартире;
— развивать фантазию и воображение.
Материал:
— колокольчик,
— фонограмма песенки Козы из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»
Ю. Энтин, А. Рыбников.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать песенку. Спрашивает, кто ее поет и для чего. Держа в руке колокольчик, воспитатель вместе с детьми встает в круг и предлагает придумать свои слова-секретики (пароль). Дети передают друг другу колокольчик, называя при этом пароль.
Правовой диктант «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задачи:
— учить детей адекватно оценивать поступки литературных героев;
— формировать умение выражать собственную позицию, отстаивать личное решение;
— закреплять знания теплых и холодных цветов.
Материал:
— цветные фишки теплых и холодных цветов, полоски бумаги на каждого ребенка.
Ход игры:
На подносах для каждого ребенка, воспитатель раскладывает цветные фишки и полоски бумаги.
— Ребята, сейчас вы внимательно будете слушать отрывки из знакомых вам сказок. Если, по вашему мнению, сказочный персонаж совершил хороший поступок, то на полоску бумаги выложите цветную фишку теплого цвета. И, наоборот, если он поступил плохо – фишку холодного цвета.
Педагог зачитывает отрывки из литературных произведений, дети на слух оценивают поступки героев и выкладывают соответствующие по цвету фишки.
1. «… и привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод…» А. С. Пушкин (ст. 6. Главное право каждого человека – право на жизнь. Маленький человек, ребенок, – тоже имеет право на жизнь)
2. У одних родителей мальчик был. Звали его Федор. И все было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Федор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры… (ст. 16. Ребенок имеет право на личную жизнь) Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
3. Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец… (ст. 11. Никому нельзя разлучать детей с родными) Г. Х. Андерсен
4. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит (ст. 24 и 25. Все имеют право на медицинскую помощь) К. Чуковский
5. После завтрака Мальвина решила воспитывать Буратино. Она принесла перо и чернила, и начала учить его писать (ст. 28 и 29. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование). Л. Толстой
6. У девочки Жени в руках остался последний лепесток.
— «Лети, лети лепесток… пусть мальчик Витя выздоровеет…» (ст. 23. дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование) В. Катаев
Воспитатель показывает цветовую карточку с правильным расположением теплых и холодных цветов, дети проверяют и обосновывают свое решение.
(Отрывки могут быть зачитаны из любых произведений и в разной последовательности).
Пиктограмма «Сказочное царство – правовое государство»
Задачи:
— обобщить знания детей о положительных сказочных героях, адекватно оценивая их характер и поступки;
— воспитывать позитивные взаимоотношения, умение считаться с мнением сверстников;
— развивать композиционные умения в составлении пиктограммы из предметных картинок сказочных героев и сказочных элементов
Материал:
— ковролин;
— предметные картинки сказочных героев и сказочных элементов
Ход игры:
Воспитатель обобщает понятие сказочного царства- правового государства:
— Сказочное царство — правовое государство – это такое государство, где необычной красоты дома, цветы, растения. Здесь живут хорошие и добрые люди, которые чувствуют себя в безопасности, живут в мире и согласии.
— Сейчас я предлагаю вам составить картину такого царства. Но, прежде всего, вы должны ответить на вопросы. Отвечая на них, объяснить свой выбор. Затем найти нужную картинку и поместить на ковролин.
На ковролине дети последовательно выстраивают композицию сказочного царства — правового государства.
— Какие сказочные дома вы выбираете для этого государства?
Терем-теремок («Теремок», избушка («Заюшкина избушка», дворец («Золушка», каменный домик («Три поросенка»)
— Какие здесь будут расти растения?
Цветик-семицветик («Цветик-семицветик», подснежник («Двенадцать месяцев», красные и белые розы («Белоснежка и Краснозорька», аленький цветочек («Аленький цветочек», дуб («Царевна-лягушка», репка («Репка», яблоня («Хаврошечка»)
— Какие водоемы будут в нашем саду?
Молочная река с кисельными берегами («Гуси-лебеди», ручей с живой и мертвой водой («Иван царевич и Серый волк», огненная река («Марья Моревна», болото («Царевна лягушка»)
— Кто их будет населять?
Золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке», лебедь («Гадкий утенок», лягушка («Царевна лягушка», щука «По щучьему велению», серая шейка («Серая шейка»)
— Какие звери и птицы поселятся в дивном царстве?
Козленочек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», три поросенка («Три поросенка», тянитолкай («Доктор Айболит», курочка-ряба («Курочка Ряба», жар-птица («Иван царевич и Серый волк», конек-горбунок («Конек-горбунок», белочка («Сказка о царе Салтане», петушок («Заюшкина избушка»)
— Герои каких сказок здесь будут жить?
Незнайка и его друзья («Приключения Незнайки», Карлсон («Малыш и Карлсон», Буратино, Мальвина, Пьеро («Приключения Буратино», Золушка («Золушка», Чиполлино («Приключения Чиполлино»)
— Кого выберем в охрану?
Семь богатырей («Сказка о семи богатырях», Артемон («Приключения Буратино», золотой петушок («Сказка о золотом петушке», солдат («Каша из топора»).
— И устроили они пир на весь мир. Какие угощения будут на столе?
Мороженое («Золушка», каравай («Царевна лягушка», похлебка («Три медведя», репка («Репка», каша («Каша из горшочка», плюшки («Малыш и Карлсон», ржаные пирожки, кисель с молоком («Гуси-лебеди»).
Стали они жить-поживать да добра наживать.
Все вместе любуются своей работой.
Воспитатель предлагает отпраздновать новоселье и исполнить хороводную игру «Каравай»
Как на наше новоселье
Испекли мы каравай:
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Чтобы жили — не тужили,
Малых детушек растили:
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Чтобы гости приходили
И подарки приносили:
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Чтобы счастье было в доме
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Ну, а если будет горе
Вот такой нижины,
Вот такой ужины.