Папки-передвижки

Статья «Интеграция физической культуры и экологического образования»

Галина Орлова
Статья «Интеграция физической культуры и экологического образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Е. Н. Водовозова : «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они не будут у вас ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это значит, умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье»

Публикация «Статья „Интеграция физической культуры и экологического образования“» размещена в разделах

Связь физической культуры непосредственно с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, неоспорима.

Физическая культура и экологическое образование имеют общую цель – понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности. Возможностью реализации этой цели в работе с детьми дошкольного возраста является физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности.

Проанализируем значение физической культуры в формировании предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста, в решении задач экологического образования и культуры детей старшего дошкольного возраста.

Современная педагогика констатирует : степень усвоения системы знаний, а также развитие мышления, памяти, воображения, речи, овладение новыми способами познавания, необходимые ребенку для того, чтобы получать новые знания - это основной показатель умственного воспитания.

Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Физическое воспитание всегда подразумевает двигательную активность, т. к. основным средством физической культуры являются упражнения.

Сеченов И. М. выдвинул «принцип единства познавательного процесса и двигательного акта» [5, C.25]. Результаты исследования психологов Л. С. Выготского [1], А. В. Запорожца [2] показали наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности проявлением восприятия, памяти, мышления и эмоций детей разного возраста. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и во времени, поэтому активно передвигающийся дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что способствует ускоренному формированию его психики.

С точки зрения физиологии доказано : когда ребенок активно двигается, то улучшается функции головного мозга. Так клетки организма получают во много раз больше кислорода и питательных веществ, чем в состоянии покоя. В первую очередь этот процесс затрагивает клетки головного мозга, наиболее восприимчивые к притоку кислорода. Следовательно, можно говорить об активизации умственной деятельности средствами физической культуры. А умственная деятельность включает целый ряд познавательных процессов: от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

В процессе физического воспитания осуществимо и воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

К сожалению, человек привык чувствовать себя хозяином природы. Это откладывает отпечаток и на психологию детей, которые нередко совершают жестокие поступки, иногда не понимая их истинного значения. Но понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. При выполнении физических упражнений применяются методы имитатации, импровизации, подражания. Детям предлагается вообразить себя хомячком и т. д. человек для них великан. «представьте, что человек берет попугайчика Иру, хомячка Сашу и своими большими сильными руками начинает дергать их за хвост, лапки, громко кричать. Что вы чувствуете? Дети отвечают обычно так: «Мне будет очень больно», «Мне страшно», «Я могу оглохнуть». Еще пример. Дети воображают себя луковками, которые Маша посадила в ящик с землей. Она была так рада своим новым друзьям, что долго перед сном с ним разговаривала и радостная, уснула. Но злой ночной волшебник спрятал ящик с луковками в темную кладовку. В комнате выключается свет, и детям «Что вы чувствуете? Вам хорошо?» Дети – луковки отвечают: «Темно, страшно, мы погибнем». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать. Что жестокость по отношению к живому – это зло.

Важным с точки зрения экологического образования качеством ребёнка является анимизм (существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже). Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов «на равных» - животные, растения, могут «думать», «чувствовать», «общаться». Отсюда – благоприятные условия для формирования восприятия объектов природы, как живых организмов, сопереживания сочувствия, эмпатии, что отражается, в первую очередь, в методике экологического воспитания.

Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки - по мнению Б. Т. Лихачева [4].

На физкультурных занятиях для освоения техники выполнения основных движений, развития психофизических качеств, при выполнении физических упражнений в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, подвижные игры и т. д.) широко используются имитационных игры, упражнения.

Если занятие по физкультуре имеет конкретный природоведческий сюжет, это позволяет детям, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью как бы изнутри. Физические упражнения могут быть представлены взаимосвязью с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы. Двигательное воображение помогает сделать оздоровительный, образовательный процесс интересным и эффективным [6].

Двигательная деятельная, осуществляемая во всех формах организации физического воспитания всегда вызывает у детей положительные эмоции.

Как утверждают ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др. : положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

По словам А. К. Дусавицкого формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес [3].

Исходя из этого, мы можем предположить, что физическая культура обладает большими возможностями и преимуществами перед другими видами деятельности для повышения познавательной активности ребенка и формировании экологического сознания.

Литература:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996.

2. Запорожец А. В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С. 3-10.

3. Дусавицкий А. К. Формула интереса. М. : Педагогика, 2009.

4. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание : узловые вопросы. Экологическое образование : концепции и технологии. М. : Перемена, 1996

5. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.

Сидорова Т. В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие. - Арзамас:

Публикации по теме:

Презентация «Зимние виды спорта» Я считаю, что сейчас, когда в России полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи – 2014 года, вопрос спорта и развитие физической.

Работа с родителями по профилактике здорового образа жизни Формы взаимодействия с родителями помогают мне в организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Интеграция физической культуры и экологического образования»
Опубликовано: 16 октября 2013 в 13:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Интеграция физической культуры и экологического образования»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Орлова (УИ 142076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД