Папки-передвижки

Статья «Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями»

Любовь Петровна Хисямова
Статья «Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

«ЮЖНОЕ БУТОВО»

ДЕПАPTAMEHTA СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СТАТЬЯ

«Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями»

Воспитатель : Хисямова

Любовь Петровна

Публикация «Статья „Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями“» размещена в разделах

Москва 2013 г.

Введение

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает бытовой уклад, знание жизни, природы.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора : потешки, заклички, прибаутки, сказки, песенки, пестушки.

Значение фольклора для детей с ограниченными возможностями.

У детей с ограниченными возможностями нарушена двигательная сфера, все стороны психики, снижен интеллект, нарушена координация движений.

В связи с нарушением интеллекта у детей глубоко недоразвита речь. Отсутствие речи компенсируется жестами и звуками. У детей с ограниченными возможностями эмоции относительно более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам. В занятия включается много музыки, театрализация, потешки, сказки, игры с попевками, ритмические упражнения – т. е. детский фольклор. Ценность детского фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, общение. Совмещается несколько видов деятельности связанные одним сюжетом, т. е. проводится комплексное занятие. Такие занятия не утомляют детей, а вызывают стойкий интерес. На занятиях используются наглядные средства, дети вовлекаются в практическую деятельность. Постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности у детей компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества.

Пальчиковые игры.

Ещё с давних пор заметили, что воздействие на ладони и пальцы улучшает речь, память и работу внутренних органов.

Доказано, что на ладони расположены биологические точки воздействия на внутренние органы. Массируя и сжимая ладонь и пальчики, мы улучшаем их работу. Такие манипуляции активируют речевые навыки.

Речь у детей с ограниченными возможностями формируется с большим запозданием, как правило, такие дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить. Недоразвитие функции речи компенсируется мимикой, жестами. Жесты способствуют развитию мелкой моторики. Путём тренировки движений пальцев рук стимулируется речевое развитие.

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка. Игры дают почувствовать ребёнку свои пальцы, ладони. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Важно, чтобы пальчиковые игры сопровождались стихами. Стихи привлекают внимание, развивается воображение, эмоции. Очень важно, когда в играх для пальчиков используется фольклорный материал. Суть фольклорных текстов – действия, которые во время игры комментируются движениями пальцев, ладоней, кистей рук.

Пальчиковые игры положительно влияют на динамику развития и повышают настроение.

Рассмотрим для примера несколько пальчиковых игр:

Начинаем медленно декламировать строчки стихотворения, теребя поочерёдно каждый пальчик, начиная с мизинчика.

Этот пальчик в лес пошёл (массируем мизинец)

Этот пальчик гриб нашёл (следующий безымянный)

Этот пальчик занял место (средний)

Этот пальчик ляжет тесно (указательный)

Этот пальчик много ел,

Оттого и растолстел!

Большому пальчику уделяем особое внимание, активно массируя его.

Следующая игра, называется «замок».

Складываем руки в замок, соединяя пальчики. Энергично раскачиваем замок и читаем стишок.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, (при этом ритмично стучим ладошкой об ладонь, не разжимая рук)

Покрутили, (не разжимая, крутим основания ладошек в разные стороны)

Потянули (медленно тянем ручки в стороны, не разжимая пальчики)

И открыли! (аккуратно разжимаем и растопыриваем пальчики в разные

стороны)

Последнюю фразу произносим медленно и даём возможность ребёнку показать, насколько широко он умеет раскрывать замок.

Пальчиковая гимнастика – отличная возможность, играя, способствовать развитию ребёнка.

Сказка

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Сказки носят цикличный характер – многократное повторение сюжета. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Основной критерий – положительные эмоции. Сказки позволяют проводить сказочные занятия с детьми, у которых ограниченный уровень речевого и интеллектуального развития. Тексты сказок просты, но их можно ещё более упростить. В соответствии с речевыми возможностями ребёнка, названия животных можно заменить на звукоподражание: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «собака», а «ав» и т. д.

Основой сказки является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать её содержание.

Театрально-игровые действия.

Сказка должна быть зримой, наглядной. Потешка, сказка или песенка произведут на детей большее впечатление, если в руках взрослого появится игрушка. Сконцентрировав своё внимание на яркой запоминающейся игрушке, дети быстрее запомнят предложенное произведение. Поэтому хорошо включать в общение с детьми простейшие театрально-игровые действия с игрушками, например, такие, как кукольный театр (пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек, театр резиновой игрушки и др.)

Прежде чем показать детям какую-либо сказку, нужно провести этюды с куклами, т. е. познакомить детей с каждым героем поочерё дно: показать куклу, назвать её, предложить детям потрогать её, рассмотреть вместе с ними все её части, например, где у неё глазки, носик, ротик и. т. д. Затем нужно прочитать детям потешку, спеть песенку о данном персонаже.

Сам спектакль должен сопровождаться песенками героев и народными мелодиями.

После просмотра каждого спектакля можно прочитать детям одноименную сказку и вместе рассмотреть иллюстрации, повторяя пройденный материал. Пусть дети покажут на картинках героев сказки, а так же продемонстрируют, как рычит волк, как блеет коза, как кудахчет курочка, как лает собачка.

Развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности способствует формированию познавательных функций – речи, предметному восприятию, памяти, воображению.

Заключение

Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ограниченными возможностями. Фольклор с успехом можно применять в любых жизненных ситуациях: приёме пищи, умывании, причёсывании, занимаясь физкультурой, во время прогулки и, конечно, во время игры.

Список литературы

1. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. Книга для родителей. -М. :АРКТИ, 2006.-72с.

2. Сорокина Н. Ф. Развитие творческих способностей детей средствами кукольного театра/Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. -М. :АЙРИС-пресс,2007.-96с.

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «На чем мы ездим» Департамент социальной защиты населения города Москвы Государственное казенное учреждение детский дом-интернат «Южное Бутово».

Социальная реабилитация детей через формирование практических социально-бытовых умений и навыков по обслуживанию себя Государственное казенное учреждение города Москвы детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями»
Опубликовано: 14 марта 2013 в 14:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Петровна Хисямова (УИ 82932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД