МААМ-картинки

Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду

Галина Якименко
Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду.

Якименко Г. М. музыкальный руководитель высшей категории

МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад первой категории №100 «Рябинушка» г. Таганрога.

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

В. Г. Белинский

Публикация «Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду» размещена в разделах

Сохранению и укреплению здоровья в дошкольном возрасте сегодня уделяется большое внимание, так как в этот период у ребёнка интенсивно развиваются все органы и системы. Проблема здоровья у детей дошкольного возраста рассматривается в нормативно-правовых документах: СанПиНах, ФГТ и ФГОС. Поэтому оздоровление детей должно присутствовать во всех видах деятельности. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является одним из средств физического развития детей. Влияние музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. Одним из таких методов является музыкотерапия. Музыкотерапия – это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом? По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, П. Н. Анохин, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность, поэтому организация музыкотерапии с использованием технологий по здоровьесбережению является основной целью моей деятельности. Новизна состоит в том, что в непосредственной образовательной, свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песни-распевки; дыхательная гимнастика;

артикуляционная гимнастика; оздоровительные и фонопедические упражнения; игровой массаж; пальчиковые игры; речевые игры; музыкотерапия. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях использую методы: игротерапии, вокалотерапии, психогимнастические (мимические и пантомимические) этюды и упражнения. Речевые игры сопровождаем звучащими жестами, музыкально-ритмическими движениями, танцевальными импровизациями. Используя метод игротерапии, провожу коммуникативные, ритмические, подвижные игры, а также игры на выражение различных эмоций. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как «Маленький скульптор», «Минута шалости», «Украсим торт», или, например, игра «Высвобождение гнева», где дети отдают всю свою отрицательную энергию и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. Использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, а также формируют и развивают у детей различные психические функции (внимание, память, моторику). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы в соответствии с характером музыки. От степени развития естественной потребности петь, играть на музыкальных инструментах во многом зависит развитие голосообразующего аппарата, дыхания, координации движений, памяти, музыкальных способностей. Каждое музыкальное занятие начинается с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения. Детям очень нравятся песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые они исполняют с большим удовольствием. Слушание музыки и разучивание текстов песен чередую с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Известно, что эмоции тесно связаны с дыханием. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

Таким образом, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дают потрясающий эффект. В связи с этим я считаю, что проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде интеграции здоровьесберегающих технологий через музыкотерапию как музыкальными руководителями, так и другими специалистами дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольника»

2. Бочкарев Л. П. «Психология музыкальной деятельности» - М. : Ин-т психологии, 1997.

3. Брусиловский Л. С. «Музыкотерапия : руководство по психологии» - Ташкент, 1985.

4. Мальцев С. М. «О психологии музыкальной импровизации» - М. : Музыка, 1991.

5. Чистякова М. И. под ред. М. И. Буянова, М. : «Просвещение» «Владос», 1995.

Публикации по теме:

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Структура доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям С Т Р У К Т У Р А доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям. Автор - Иванцова Валентина Юрьевна,музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду
Опубликовано: 9 января 2015 в 20:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия как средство музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Галина Якименко (УИ 52165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД