Инга Мельникова
Статья из опыта работы «Потенциал сюжетно — ролевых игр в воспитании будущего семьянина»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья является важнейшим фактором социализации для дошкольников. Она вводит их во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. В связи с этим актуален поиск эффективных средств воспитания будущего семьянина.
Публикация «Статья из опыта работы „Потенциал сюжетно — ролевых игр в воспитании будущего семьянина“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В дошкольном возрасте основным видом самостоятельной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является игра. Следовательно, она должна стать одним из важных средств воспитания будущего семьянина. Именно в сюжетно – ролевых играх происходит усвоение дошкольниками семейного поведения, воспитание ребёнка как будущего мужчины или женщины. В игровой форме дети знакомятся с разными бытовыми ситуациями в семье (например, сюжетно - ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «День рождения», «Встреча гостей»). В этих играх они изображают уход взрослых за маленьким ребёнком, день рождения мамы, праздники в семье. Все эти игры формируют у детей уважение и любовь к семье, отзывчивость, благородство, заботливость, великодушие.
Игры на семейную, бытовую тематику распространены на протяжении всего дошкольного возраста. В ходе игр возможно уточнить, обогатить представления о семье, они стимулирует рефлексию, эмпатию у детей, принимающих на себя разные роли.
С целью обогащения содержания игр семейной тематики я предлагаю дошкольникам такие сюжетные линии, как: «В семье родился ребёнок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче». В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, я пришла к выводу, что участие мальчиков в семейных и бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся заботиться о младших братьях и сёстрах. Всё это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьёй, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.
Свою роль - роль педагога я вижу в том, чтобы ежедневно участвовать в организации детских игр, направлять их развитие, помогать развивать сюжет, обогащать его новым содержанием и тем самым укреплять интерес к игре. При этом я принимаю участие как в играх, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играю с девочками и мальчиками, тем самым предоставляя дошкольникам возможность проиграть мужские и женские модели поведения.
Стоит отметить, что даже после проведенной углубленной работы по воспитанию черт будущего семьянина, дети всё ещё нуждаются в руководстве взрослого. Они уже научились задумывать сюжет игры, подбирать для неё атрибуты, но содержание игры во многих случаях требует обогащения, уточнения и дополнения.
Я считаю, что углубить содержание игры в семью можно за счёт увеличения количества ролей (отец, мать, дочка, сын, бабушка, дедушка, братья, сёстры, младенец, за счёт развития новых вариантов сюжета, отображающих не только уход за младенцем, отношение к нему, но и заботу о взрослых членах семьи, эмоционального отношения к ним; за счёт таких форм игры, как игра - строительство, игра - лепка, игра - труд.
В своей повседневной деятельности я широко использую беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассказы дошкольников об их поездках и впечатлениях обо всём увиденном. Это способствует обогащению содержания игровой деятельности детей.
Таким образом, я пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра - наиболее доступный для дошкольников вид самостоятельной деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний о семье.