Папки-передвижки

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»

Анна Шипицына
Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Робототехника» как технология развития инженерного мышления».

Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида №67.

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель.

Публикация «Статья из опыта работы „Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время, со стороны Госполитики и Стратегии развития РФ, большое внимание уделяется современным научно-техническим разработкам, а в особенности кадрам, обладающим высокими интеллектуальными возможностями.

Дошкольный возраст считается самым плодотворным в формировании и развитии технической пытливости мышления, аналитического склада ума, формирования качеств личности, что является для нас ориентирами реализации Стандарта дошкольного образования.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

И в данном аспекте, робототехника выступает ведущей деятельностью в формировании инженерного мышления. Робототехника формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Конструкторы LEGO WeDo Education,Fun&Bot и Robokids на сегодняшний день незаменимые материалы в образовательной деятельности нашего детского сада. В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию творческих способностей. Кроме этого, использование образовательных конструкторов развивает коммуникативные навыки за счет активного взаимодействия детей в ходе деятельности. Конструирование привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как оно связано с «открытием нового знания» и творческого потенциала детей.

LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. LEGO- технологии предоставляют им огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Работая индивидуально, парами или в командах дети могут учиться создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчеты и обсуждая идеи, возникающие в процессе работы с этими моделями. Используя этот конструктор, дети строят LEGO–модели, подключают их к LEGO-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ.

Обучение LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.

Установление взаимосвязей

При установлении взаимосвязей дошкольники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация. Мы используем эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».

Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. Дети нашего детского сада также могут усовершенствовать предложенные модели, дополняя их деталями.

Рефлексия

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дошкольники углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» юные техники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе у нас есть прекрасные возможности для оценки достижений детей.

Развитие

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Дети собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Реализация LEGO-технологии позволяет создать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO – конструирования.

Линейка конструкторов бренда HUNA построена по принципу «от простого к сложному». Уникальный конструктор, из ярких пластиковых деталей которого собираются герои сказок, техника спецназначения, разные виды транспорта. Один из героев оснащается мотором и контроллером, с помощью которого дошкольник приводит игрушку в движение.

Сами сказки входят в комплект и располагаются перед инструкцией по сборке. В комплекте идут методические пособия, которые помимо подробных инструкций по сборке моделей, также содержат несколько увлекательных сказок, персонажей которых предлагается собрать детям и поиграть. наборы отличаются уровнем сложности,количеством деталей, а также наличием датчиков (датчик касания,инфракрасный датчик).Данные конструкторы помогают дошкольникам старшего возраста осваивать основы робототехники на начальном этапе,без программирования на компьтере.

Из конструкторов HUNA юные техники создают по-настоящему трехмерные модели. Благодаря запатентованной конструкции деталей сборку моделей можно производить с шести сторон. Это отличие от большинства аналогичных конструкторов позволяет лучше развивать пространственное мышление.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лего-загадки:нужно угадать на название сказки по расположение деталей.

Робо Кидс - это еще один обучающий набор, используемый в нашем детском саду. Этот набор помогает детям освоить робототехнику, основанную на плате и различных датчиках. Дети смогут справиться с программой без использования компьютера. В комплект включены различные датчики,устройство по считыванию карточек,блок для программирования.

Так же одним из важных направлений развития конструктивных способностей дошкольников в ДОУ является формирование и развитие художественно-эстетических навыков. Эта цель также легко может быть достигнута в конструировании при оформлении и преобразовании готовых моделей, когда для формирования окончательного образа уже используется не только конструктор, но и бумага, карандаши, картон, пластилин а также другие материалы. В данном случае мы используем метод проектов. Этот способ взаимодействия с детьми актуален и эффективен, так как он основывается на интересах дошкольников, предполагает их самостоятельную активность. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Дети – неутомимые деятели, их творческие способности оригинальны. Они конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.

Образовательные конструкторы помогают нашим ребятам воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Дошкольники увлечённо работают и видят конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Возникает вопрос: как же развивать основы инженерно-технического мышления?

В качестве практического примера приведу один из успешных проектов, реализованных с воспитанниками и представленном на Всероссийских соревнованиях по робототехнике для дошкольников «ИКаРёнок-2016». Сложность заключалась в разработке проекта, характеризующего профессию кондитера-пекаря.

Ребят заинтересовала именно эта профессия. В помощь кондитерам мы изначально предложили миксер. Но на этом наши изобретения не закончились. Наша команда посетила реальное предприятие соответствующей отрасли. Дети вживую увидели оборудование, помогающее выпекать сладости. А также ознакомились с его предназначением. Затем возник вопрос: как испечь много сладостей? Для этого мы рассмотрели производственную линию по изготовлению кондитерских изделий. Мы изобрели аналоги оборудования из этой линии, усовершенствуя некоторые характеристики. Таким образом, к нашему миксеру добавилась тестоотсадочная машина и ротационная печь. Весь творческий процесс вызывал у детей в первую очередь, повышение эмоционального фона, любознательности, развитие познавательного интереса. Защищая проект, ребята проявили свои музыкальные таланты, а, самое главное, показали знания в области конструирования и программирования.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знание в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Современные исследователи считают,что суть детского развивающего конструктора заключается в том, что он не является законченной игрушкой. То есть у ребенка есть возможность самостоятельно создать игрушку, а в дальнейшем и изменять ее. Работа с конструктором дает ребенку полную свободу действий в создании образа-игрушки, а это хороший тренажер для воображения. Это позволяет заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются основные предпосылки инженерного мышления и повышения интереса к дальнейшему углублённому изучению робототехники в более широком смысле.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.

Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы) Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются:.

Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду»Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду» Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Все знают, что заставить ребенка.

Из опыта работы педагогов ДОУ «ТРИЗ-технология в развитии связной речи детей» Что такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина,.

Описание опыта работы «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста» Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы) СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ» Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова.

Технология критического мышления для развития речи у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями Дунаева А. Л., старший воспитатель МДОАУ «ЦРР – д/с №113»г. Орска, 2016 год С – 2 Понятие “критическое мышление” и его характеристики.

Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работыЭффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работы Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. [/b] Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 12:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шипицына (УИ 493872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД