Анна Шипицына
Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Робототехника» как технология развития инженерного мышления».
Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида №67.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель.
Публикация «Статья из опыта работы „Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
В настоящее время, со стороны Госполитики и Стратегии развития РФ, большое внимание уделяется современным научно-техническим разработкам, а в особенности кадрам, обладающим высокими интеллектуальными возможностями.
Дошкольный возраст считается самым плодотворным в формировании и развитии технической пытливости мышления, аналитического склада ума, формирования качеств личности, что является для нас ориентирами реализации Стандарта дошкольного образования.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
И в данном аспекте, робототехника выступает ведущей деятельностью в формировании инженерного мышления. Робототехника формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Конструкторы LEGO WeDo Education,Fun&Bot и Robokids на сегодняшний день незаменимые материалы в образовательной деятельности нашего детского сада. В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию творческих способностей. Кроме этого, использование образовательных конструкторов развивает коммуникативные навыки за счет активного взаимодействия детей в ходе деятельности. Конструирование привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как оно связано с «открытием нового знания» и творческого потенциала детей.
LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. LEGO- технологии предоставляют им огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Работая индивидуально, парами или в командах дети могут учиться создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчеты и обсуждая идеи, возникающие в процессе работы с этими моделями. Используя этот конструктор, дети строят LEGO–модели, подключают их к LEGO-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ.
Обучение LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.
Установление взаимосвязей
При установлении взаимосвязей дошкольники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация. Мы используем эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».
Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. Дети нашего детского сада также могут усовершенствовать предложенные модели, дополняя их деталями.
Рефлексия
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дошкольники углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» юные техники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе у нас есть прекрасные возможности для оценки достижений детей.
Развитие
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Дети собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Реализация LEGO-технологии позволяет создать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO – конструирования.
Линейка конструкторов бренда HUNA построена по принципу «от простого к сложному». Уникальный конструктор, из ярких пластиковых деталей которого собираются герои сказок, техника спецназначения, разные виды транспорта. Один из героев оснащается мотором и контроллером, с помощью которого дошкольник приводит игрушку в движение.
Сами сказки входят в комплект и располагаются перед инструкцией по сборке. В комплекте идут методические пособия, которые помимо подробных инструкций по сборке моделей, также содержат несколько увлекательных сказок, персонажей которых предлагается собрать детям и поиграть. наборы отличаются уровнем сложности,количеством деталей, а также наличием датчиков (датчик касания,инфракрасный датчик).Данные конструкторы помогают дошкольникам старшего возраста осваивать основы робототехники на начальном этапе,без программирования на компьтере.
Из конструкторов HUNA юные техники создают по-настоящему трехмерные модели. Благодаря запатентованной конструкции деталей сборку моделей можно производить с шести сторон. Это отличие от большинства аналогичных конструкторов позволяет лучше развивать пространственное мышление.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лего-загадки:нужно угадать на название сказки по расположение деталей.
Робо Кидс - это еще один обучающий набор, используемый в нашем детском саду. Этот набор помогает детям освоить робототехнику, основанную на плате и различных датчиках. Дети смогут справиться с программой без использования компьютера. В комплект включены различные датчики,устройство по считыванию карточек,блок для программирования.
Так же одним из важных направлений развития конструктивных способностей дошкольников в ДОУ является формирование и развитие художественно-эстетических навыков. Эта цель также легко может быть достигнута в конструировании при оформлении и преобразовании готовых моделей, когда для формирования окончательного образа уже используется не только конструктор, но и бумага, карандаши, картон, пластилин а также другие материалы. В данном случае мы используем метод проектов. Этот способ взаимодействия с детьми актуален и эффективен, так как он основывается на интересах дошкольников, предполагает их самостоятельную активность. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Дети – неутомимые деятели, их творческие способности оригинальны. Они конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.
Образовательные конструкторы помогают нашим ребятам воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Дошкольники увлечённо работают и видят конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Возникает вопрос: как же развивать основы инженерно-технического мышления?
В качестве практического примера приведу один из успешных проектов, реализованных с воспитанниками и представленном на Всероссийских соревнованиях по робототехнике для дошкольников «ИКаРёнок-2016». Сложность заключалась в разработке проекта, характеризующего профессию кондитера-пекаря.
Ребят заинтересовала именно эта профессия. В помощь кондитерам мы изначально предложили миксер. Но на этом наши изобретения не закончились. Наша команда посетила реальное предприятие соответствующей отрасли. Дети вживую увидели оборудование, помогающее выпекать сладости. А также ознакомились с его предназначением. Затем возник вопрос: как испечь много сладостей? Для этого мы рассмотрели производственную линию по изготовлению кондитерских изделий. Мы изобрели аналоги оборудования из этой линии, усовершенствуя некоторые характеристики. Таким образом, к нашему миксеру добавилась тестоотсадочная машина и ротационная печь. Весь творческий процесс вызывал у детей в первую очередь, повышение эмоционального фона, любознательности, развитие познавательного интереса. Защищая проект, ребята проявили свои музыкальные таланты, а, самое главное, показали знания в области конструирования и программирования.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знание в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Современные исследователи считают,что суть детского развивающего конструктора заключается в том, что он не является законченной игрушкой. То есть у ребенка есть возможность самостоятельно создать игрушку, а в дальнейшем и изменять ее. Работа с конструктором дает ребенку полную свободу действий в создании образа-игрушки, а это хороший тренажер для воображения. Это позволяет заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются основные предпосылки инженерного мышления и повышения интереса к дальнейшему углублённому изучению робототехники в более широком смысле.