МААМ-картинки

К проблеме творчества и творческих способностей в формировании ЭМП в период дошкольного детства

Оксана Полухина
К проблеме творчества и творческих способностей в формировании ЭМП в период дошкольного детства

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет

предопределяться содержанием, которое мы вкладываем в это понятие. Под

творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в

результате которой создаётся нечто новое – предмет внешнего мира или

построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,

отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть деятельность и поведение человека, то

можно выделить два основных вида поступков – репродуктивные и

Публикация «К проблеме творчества и творческих способностей в формировании ЭМП в период дошкольного детства» размещена в разделах

творческие. Творческая деятельность, результатом которой является не

воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий (это –

привилегия репродуктивной деятельности, а создание новых образов,

предметов, поступков, имеет в своей основе именно творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей

выглядит следующим образом. Творческие способности – это

индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют

успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой

деятельности – от художественной и до математической.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности,

прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный

американский психолог Годфруа, занимающийся проблемами человеческого

интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так

называемое дивергентное мышление [1]. Это мышление, позволяющее

человеку образовывать новые комбинации из несочетаемых элементов,

лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется

следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей в короткий срок.

2. Гибкость – способность выказывать широкое разнообразие мыслей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи.

4. Законченность – способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид.

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик

творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательных

задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательных задач) считают, что

компоненты творческого потенциала человека составляют следующие

способности [2] : способность рисковать, дивергентное мышление,

гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность

высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение,

восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические

ценности, развитая интуиция. Из этого можно сделать вывод, что

исследователи выделяют творческое воображение и качество творческого

мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей :

1. Развитие воображения

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на

вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности

детей. Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Также существует гипотеза, что развивать творческие способности

необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение

в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растёт и дозревает в первые

годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей

чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и

широчайших возможностей к развитию, самый благоприятный момент для

начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у

ребёнка развиваются только те способности, для возникновения которых

имеются стимулы и условия к периоду этого созревания. Чем благоприятнее,

ближе к оптимальным условия, тем успешнее начинается развитие. Если

созревание и начало функционирования идут синхронно, совпадая по

времени, а условия благоприятны, то развитие идёт легко и с наивысшим из

возможных ускорений. Таким образом развитие может достичь наибольшей

высоты и ребёнок может тать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума, не

остаются неизменными. Если не подкреплять их в процессе творческой

деятельности, то постепенно они начнут угасать, утрачиваться, и тем

быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к

развитию – необратимый процесс. Б. П. Никитин, в течение многих лет

занимающийся проблемой развития творческих способностей детей, назвал

это явление НУВЭРС (необратимое угасание возможности эффективного

развития способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно пагубно

влияет на развитие творческого мышления, по его мнению, именно

необратимость процесса деградации развития породила мнение о

врождённости творческих способностей, исключая то, что их можно развить

в любом ребёнке. [3]

С психологической точки зрения дошкольное детство является

благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что

в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное

желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя

любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды

деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление

опыта и знаний – необходимая предпосылка для будущей творческой

деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, не

стянуто догмами и стереотипами, рамками – оно независимо. Это качество

необходимо всячески развивать. Дошкольное детство – сенситивный период

для развития творческого воображения. На основе всего вышесказанного

можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные

возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько

были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий

потенциал взрослого человека. Ведь, увлечённые идеалами научности,

строгости и логичности, м нередко забываем, что для по-настоящему

продуктивного мышления необходимы гибкость и подвижность, способность

устанавливать неожиданные связи, и таким путём двигаться к познанию

нового.

Основные усилия родителей и педагогов должны быть направлены на то,

чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому

процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к

самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Список литературы:

1. Годфруа, Ж. Психология, том 1 / Ж. Годфруа. – М. : Мир, 1992. – 436 с.

2. Ефремов, В. И. Творческое воспитание и образование на базе ТРИЗА / В. И. Ефремов. – Пенза: Уникон, 2000.

3. Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки / Б. Никитин, Л. Никитина. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 286-287 с.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» (Опыт работы) Важность вопроса формирования коммуникативных качеств и реализации творческой деятельности дошкольников определена Законом «Об образовании.

Оформление группы ДОУ своими рукамиОформление группы ДОУ своими руками оформление группы своими руками. Детское творчество самоценно и субъективно, ребенок ничего не открывает для мира взрослых, но он делает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К проблеме творчества и творческих способностей в формировании ЭМП в период дошкольного детства
Опубликовано: 25 марта 2015 в 07:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД