Тамара Ионина
«Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» (Опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств и реализации творческой деятельности дошкольников определена Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Всё это необычайно актуализирует поиск источников формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Публикация «„Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности“ (Опыт работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.
Что такое творческие способности? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность».
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Развитию творчества ребёнка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи через интеграцию всех образовательных областей (социально-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Для достижения больших результатов по развитию творческих способностей у детей я постаралась создать систему работы с привлечением родителей, педагогов, социума.
Результаты данной работы :
Для детей :
Сформированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
Сформированность умения различать реальную ситуацию, выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа;
Сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
Сформированность умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
Внедрение инновационных технологий современных форм и новых методов работы;
Самореализация.
Для родителей:
Получение возможности наблюдать за своими детьми, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка;
Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
Развитие более глубокое понимание процесса развития и обучения детей дошкольного возраста.
Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.
В результате развития творческих способностей детей посредствам театрализованной деятельности на этапе завершения дошкольного образования (опираясь на целевые ориентиры ДО, представленные в ФГОС ДО, дошкольники приобщаются к музыкальной культуре, через:
Слушание
Развиваются навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащаются впечатления детей и формируется музыкальный вкус, развивается музыкальная память. Развиваются мышление, фантазия, память, слух. Дети знакомятся с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт, творчеством композиторов и музыкантов.
Пение
Совершенствуется певческий голос и вокально-слуховая координация. Закрепляются практические навыки выразительного исполнения песен; учатся брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закрепляется умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
Дошкольники учатся самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения
Развиваются навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Дети знакомятся с национальными плясками. У ребят развивается танцевально-игровое творчество; формируются навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Развивается творческая активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Дошкольники учатся импровизировать под музыку соответствующего характера, придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Самостоятельно ищут способ передачи в движениях музыкальных образов. У детей формируются музыкальные способности; проявляются активность и самостоятельность.
Игра на детских музыкальных инструментах
Дети знакомятся с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке, учатся играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах; исполняют музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития коммуникативных качеств и творческих способностей детей.