Макулова Ирина Викторовна
Консультация «Как воспитать самостоятельного ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто родители задаются этим вопросом перед поступлением ребенка в школу, когда необходимо собрать в портфель школьные принадлежности, сложить спортивную форму и принести ее, не потеряв, из школы, записать домашнее задание. Действительно, такое качество как самостоятельность, должно проявляться у ребенка 6-7 лет. Но оно не может появиться «ниоткуда» или просто потому, что ребенку исполнилось 6 лет. У ребенка должен быть опыт самостоятельных действий, прежде чем возникнет такое качество как самостоятельность.
Публикация «Консультация „Как воспитать самостоятельного ребенка?“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Первые ростки самостоятельности у детей появляются в период кризиса 3 лет, когда ребенок заявляет родителям «я сам». Иногда родители видят в кризисных периодах детей только «бунтарство», а важно понять какие новые качества зарождаются у детей, какие формы поведения и общения становятся доступны ребенку после прохождения очередного кризиса. Задача родителя в период кризиса – не подавить ребенка («будет так, как я сказал», а помочь благополучно пережить ребенку трудный период своего самопонимания и освоения новых форм поведения в общении с взрослыми.
Так вот, первую самостоятельность ребенок проявляет примерно в 3 года, он начинает осознавать и предъявлять свои желания делать многое самому (но мы понимаем, что далеко не все ему доступно самому). Внимательным и разумным взрослым необходимо определить – что ребенок уже способен сделать сам, что под контролем взрослого, что вместе с взрослым. В зависимости от этого предоставлять ребенку самостоятельность (например, сам ребенок складывает мягкие игрушки в коробку, под контролем взрослого убирает книги и альбомы с красками в шкаф, вместе разбирают конструкторы или пазлы по коробкам; по такому же принципу одевается- раздевается и др.). То, что делает ребенок вместе или под контролем взрослого сегодня, - завтра он будет делать сам. Это важно понимать родителям и четко определять в жизни детей, а не метаться от «одену тебя сам, так быстрее» до «я ухожу, а ты одевайся, как хочешь». Очень важно делать вместе с ребенком, а не за ребенка, постепенно передавая все большую активность действий малышу, наблюдая за правильностью выполнения деятельности. Таким образом, у ребенка накапливается опыт самостоятельных действий, самостоятельно принятых решений. При затруднениях следует помочь найти верное решение, но не отстранять ребенка («отойди, я сам» заменить «давай попробуй иначе, попробуем вместе»). Иногда необходимо дать ребенку возможность столкнуться с последствиями неправильно принятых решений, самостоятельно исправить ситуацию, а не исправлять за него (не переобул обувь с провой ноги на левую – не удобно ходить, не нарисовал – не участвуешь в конкурсе, потерял-остался без игрушки).
Иногда взрослые продолжают решать за старшего дошкольника что и сколько ему съесть, надеть, взять на прогулку, что и чем рисовать, кого пригласить в гости. Я думаю, что ребенка нужно учить выбирать (конечно, в разумных границах, определенных взрослым) и нести ответственность за последствия своего выбора. Например, ужиная, можно предложить малышу выбор («ты будешь творожную запеканку со сметаной или сгущенным молоком?», одеваясь утром – выбрать к брюкам рубашку синюю или зеленую, собираясь на прогулку взять две игрушки или три. Ребенок понимая, что уважают его мнение, учится принимать первые самостоятельные решения и нести за них ответственность (надо доесть запеканку со сметаной, забрать свои игрушки с прогулки домой).
Нельзя одновременно бежать в разных направлениях – делать за ребенка и ждать от него активной самостоятельности. Или надеяться, что как исполнится 5, 6 или 7 лет – будет делать сам. Практика показывает, что самостоятельность вырастает из собственных активных действий ребенка при разумном внимании взрослого и его адекватном взаимодействии.