Горшкова Лиана
Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии
▼ Скачать + Заказать документы
Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания темы для развития приёмов мышления, особенно при использовании проблемного подхода; в этой теме претерпевают значительный скачок важнейшие понятия (о химическом элементе, веществе, химической реакции, следствием чего также является развитие мышления учащихся. Выделим основные этапы изучения периодического закона и периодической системы.
Публикация «Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д, И, Менделеева на уроках химии» размещена в разделах
На первом, подготовительном, этапе учащиеся усваивают основные понятия, необходимые для дальнейшего усвоения периодического закона. Это понятия об атоме, химическом элементе, атомной массе, валентности, о простых и сложных веществах, о классах неорганических соединений и их генетических связях. Происходит также накопление фактов об отдельных химических элементах и их соединениях.
Второй этап представляет непосредственное изучение периодического закона и периодической системы, теории строения вещества.
На третьем этапе при изучении химии элементов происходит конкретизация учения о периодичности.
Четвёртый этап – этап обобщения и углубления данной теоретической концепции.
Существует несколько методических подходов к изучению периодического закона. Так, вывод периодического закона на основе изученных важнейших классов неорганических соединений и сформированных понятий о естественных группах химических элементов характеризует исторический подход. Другой подход, когда сначала изучается теория строения атома, а затем выводится периодический закон в свете электронных представлений, характеризует логический подход. Изучение периодического закона в первом случае является исследовательским для учащихся, так как они сами приходят к выводу о естественной взаимосвязи элементов. Кроме того, данный подход отражает логику открытия закона в истории науки. Изучение строения атома до периодического закона в этом отношении является уязвимым: именно открытие периодического закона стимулировало развитие науки в области строения атома и вещества, поиск причин периодичности; при этом в меньшей степени реализуется воспитательный и развивающий аспект изучения периодического закона. Для выявления системы классификации используется работа с карточками, в которых отражены сведения об элементах малых периодов : химический символ, атомная масса, высшая валентность, формулы высшего оксида и гидроксида. Учитель предлагает учащимся самим в ходе самостоятельной работы «открыть периодический закон», выявив взаимосвязь элементов. При этом возможно два варианта:1 учащиеся раскладывают в ряд карточки химических элементов по мере возрастания атомных масс, а затем объединяют сходные
элементы в вертикальные столбцы;2 учащиеся объединяют элементы в группы на основании высшей валентности, формы и характера их соединений. Упорядочение элементов внутри групп и между группами достигается на основе учета атомной массы. Какой подход предпочесть? 2-ой подход, который соответствует процессу познания от единичного (свойства отдельных элементов) к более общему, характерному для отдельных групп объектов (выделение естественных семейств элементов). и как завершающий этап – выделение ещё более общего, которое связывает отдельные группы объектов (открытие периодического закона).
Д. И. Менделеев обнаружил, что свойства меняются нелинейно (немонотонно, а периодически, то есть через определенное число элементов встречаются сходные. Эту закономерность и называют законом периодичности.
Особое внимание обращается на трудности поиски зависимости между атомными массами и свойствами элементов; эти трудности обусловлены следующими обстоятельствами:
атомные массы некоторых элементов были неточно определены, что приводило к путанице в случае формального использования этих величин;
к середине XIXв было открыто всего 63 химических элемента.
Необходимо обратить внимание учащихся на отличие подходов к классификации химических элементов, предложенных разными учеными.