Папки-передвижки

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии

Горшкова Лиана
Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания темы для развития приёмов мышления, особенно при использовании проблемного подхода; в этой теме претерпевают значительный скачок важнейшие понятия (о химическом элементе, веществе, химической реакции, следствием чего также является развитие мышления учащихся. Выделим основные этапы изучения периодического закона и периодической системы.

Публикация «Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д, И, Менделеева на уроках химии» размещена в разделах

На первом, подготовительном, этапе учащиеся усваивают основные понятия, необходимые для дальнейшего усвоения периодического закона. Это понятия об атоме, химическом элементе, атомной массе, валентности, о простых и сложных веществах, о классах неорганических соединений и их генетических связях. Происходит также накопление фактов об отдельных химических элементах и их соединениях.

Второй этап представляет непосредственное изучение периодического закона и периодической системы, теории строения вещества.

На третьем этапе при изучении химии элементов происходит конкретизация учения о периодичности.

Четвёртый этап – этап обобщения и углубления данной теоретической концепции.

Существует несколько методических подходов к изучению периодического закона. Так, вывод периодического закона на основе изученных важнейших классов неорганических соединений и сформированных понятий о естественных группах химических элементов характеризует исторический подход. Другой подход, когда сначала изучается теория строения атома, а затем выводится периодический закон в свете электронных представлений, характеризует логический подход. Изучение периодического закона в первом случае является исследовательским для учащихся, так как они сами приходят к выводу о естественной взаимосвязи элементов. Кроме того, данный подход отражает логику открытия закона в истории науки. Изучение строения атома до периодического закона в этом отношении является уязвимым: именно открытие периодического закона стимулировало развитие науки в области строения атома и вещества, поиск причин периодичности; при этом в меньшей степени реализуется воспитательный и развивающий аспект изучения периодического закона. Для выявления системы классификации используется работа с карточками, в которых отражены сведения об элементах малых периодов : химический символ, атомная масса, высшая валентность, формулы высшего оксида и гидроксида. Учитель предлагает учащимся самим в ходе самостоятельной работы «открыть периодический закон», выявив взаимосвязь элементов. При этом возможно два варианта:1 учащиеся раскладывают в ряд карточки химических элементов по мере возрастания атомных масс, а затем объединяют сходные

элементы в вертикальные столбцы;2 учащиеся объединяют элементы в группы на основании высшей валентности, формы и характера их соединений. Упорядочение элементов внутри групп и между группами достигается на основе учета атомной массы. Какой подход предпочесть? 2-ой подход, который соответствует процессу познания от единичного (свойства отдельных элементов) к более общему, характерному для отдельных групп объектов (выделение естественных семейств элементов). и как завершающий этап – выделение ещё более общего, которое связывает отдельные группы объектов (открытие периодического закона).

Д. И. Менделеев обнаружил, что свойства меняются нелинейно (немонотонно, а периодически, то есть через определенное число элементов встречаются сходные. Эту закономерность и называют законом периодичности.

Особое внимание обращается на трудности поиски зависимости между атомными массами и свойствами элементов; эти трудности обусловлены следующими обстоятельствами:

атомные массы некоторых элементов были неточно определены, что приводило к путанице в случае формального использования этих величин;

к середине XIXв было открыто всего 63 химических элемента.

Необходимо обратить внимание учащихся на отличие подходов к классификации химических элементов, предложенных разными учеными.

Публикации по теме:

Методика изучения особенностей взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи «День рождения Кати»Методика изучения особенностей взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи «День рождения Кати» Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи. Методика проведения.

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ д/с №36.

Презентация «Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 1000» Все действия в пределах 1000 без перехода через разряд учащиеся выполняют приемами устных вычислений с записью в строчку, а с переходом.

Проектная методика на уроках английского языка Проектная методика на уроках английского языка Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает.

Родительское собрание в форме деловой игры «Под защитой закона» Деловая игра «Под защитой закона» (конвенция о правах ребенка) Оформление зала: Надпись на ширме «Если ребёнок смеётся – значит, мы всё.

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Технологии и их объединение на уроках Технологи и их объединение на уроках. Технологий достаточно много, и, конечно же, их применение необходимо. Правильно выстроенный урок.

Конспект урока химии в 9 классе «Железо: строение атома, физические и химические свойства, получение, применение» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Тема урока: «Железо: строение.

Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 8 Автор УМК (программы): Габриелян О. С Тема урока: «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ».

Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 15:09
+114Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД